Главная » Статьи » Краеведение |
История создания школьного музея М. Ю. Лермонтова.Когда я, Звягина Зинаида Павловна, в 1968 году пришла работать в Лукьяновскую среднюю школу Становлянского района Липецкой области, то меня заинтересовало название местного колхоза. Он называется колхоз имени Лермонтова. По специальности я учитель русского языка и литературы, поэтому я проявила особый интерес. Школа расположена на территории данного колхоза. В школе я познакомилась с учителем русского языка и литературы Сорокиной Марией Александровной. Это опытный, с многолетним стажем работы, прекрасно знающий литературу, владеющий методикой преподавания учитель. Её уроки разнообразны по форме и содержанию. Она умеет привить учащимся любовь к литературе. Увлекается сама творчеством М. Ю. Лермонтова и увлекает в поисковую работу учащихся. В каникулярное время с учащимися совершали экскурсии в г. Москву и Ленинград по Лермонтовским местам, собирали материалы о жизни М. Ю. Лермонтова. Во внеурочное время проводили экскурсии в бывшее имение отца поэта Ю. П. Лермонтова в д. Кропотово – Лермонтово. Из наших бесед мы сделали вывод: надо как больше узнать о происхождении русского рода Лермонтовых. Для этого создали в школе кружок литературного краеведения «Лермонтов и наш край». Я стала руководителем кружка. Нам хотелось узнать о происхождении русского рода Лермонтовых, его связи с нашим краем, как Кропотово связано с именем великого поэта М. Ю. Лермонтова и его творчеством. Побывала я с учащимися на усадьбе Юрия Петровича Лермонтова. Очистили фундамент из – под дома. Обозначили его контуры, убрали с территории сорняки, расчистили боковые и центральную аллею, которая вела к речке Любашевке. Участвовали все учителя и ученики. Полюбовались красотами окрестности, где когда – то ступали детские, а потом и взрослые ножки поэта. Началась поисковая работа. Полетели наши письма – просьбы в разные уголки советского союза ( в республики Кавказа и России). Большую помощь в этом нам оказал краевед, поклонник творчества М. Ю. Лермонтова из Пятигорска Ивлев Станислав Петрович, который дважды побывал в нашей школе. Мы ему очень благодарны за его поддержку, за его советы, за материалы, которые он нам подарил. Многие откликнулись на наши просьбы. Так у нас появились такие материалы: Письмо Лермонтоведа - Андроникова Ираклия Луарсабовича; Сборник произведений М. Ю. Лермонтова, переложенных на музыку, ИЗ Кисловодского музея музыкальной культуры. Статьи из газеты «Ставропольская правда», подписанных Лермонтоводом Розенфельдом Борисом Матвеевичем. Книга «Между Машуком и Бешту…» Селегей Павла Евдокимовича, директора музея М. Ю. Лермонтова в Пятигорске. Книга «Последний приют поэта» Е. Яковкиной, подаренная её родственницей Коппеевой Н. В. Книга «По следам Лермонтова в Дагестане» Гаджиева Булата Имадутдиновича из библиотеки Дагестанского института усовершенствования учителей. Рельеф М. Ю. Лермонтова, подаренный скульптором из Пятигорска Минкиным Михаилом Георгиевичем. «Путеводитель и фотография Московского Дома – музея М. Ю. Лермонтова. Открытка с видом барского дома и церкви Марии Египетской из Тархан Пензенской области. Книга «Белинский и Лермонтов» из музея средней школы №2 Пензенской области. Статьи Л. Прогорьева из Костромы о М. Ю. Лермонтове и его родственниках. Статья «Кропотово – Лермонтово» в книге «Елец» Красновой Софьи Васильевны, преподавателя Елецкого пединститута. Статья и родословная рода Лермонтовых, частичная картотека к ней (книга «Липецк») липецкого краеведа Маркова Николая Васильевича из г. Липецка. Письма и другие материалы о М. Ю. Лермонтове липецкого краеведа Дмитриева Александра Владимировича. И другие очень важные для нас материалы. Все подарки с дарственной надписью. Сорокина М. А. с учащимися ездили на экскурсию в г. Ленинград, посетили литературный музей, рассказали о нашем замысле создать школьный музей М. Ю. Лермонтова. Сотрудники подарили нам редкую фотографию дома Юрия Петровича ( отца Михаила Юрьевича) в Кропотово, которая была сделана в 1937 году, и другие материалы. Я и классные руководители с учениками совершили экскурсию на Кавказ, посетили Пятигорск, Железноводск, Кисловодск места связанные с именем поэта, узнали многое о его творчестве, последних днях жизни, дуэли. Мы с замиранием сердца слушали рассказы экскурсовода, а при рассказе о дуэли плакали. Наш «багаж» пополнился открытками и фотографиями памятных мест. Оформляли альбомы. В связи с 170 – летием со дня рождения М. Ю. Лермонтова наш фонд пополнился статьями из газет и журналов. Получили мы 4 –х томное издание произведений М. Ю. Лермонтова. Из полученных материалов, мы многое узнали о предках поэта, узнали о жизни и творчестве великого поэта, его связи с нашим краем. Собранный материал уже не мог вместиться в кабинете литературы. Мы стали думать о создании музея. К тому времени я уже была директором школы. Мы изыскали возможность выделить одну классную комнату под музей М. Ю. Лермонтова. Провели качественный ремонт и приступили к оформлению музея, систематизации собранного материала. Стенды и стеклянные колпачки на тумбы сделали учитель биологии и трудового обучения Звягин Олег Герасимович с учащимися. Оформлением занялся художник – любитель из г. Ефремова Костерин Владимир Михайлович. Были оформлены стенды « М. Ю. Лермонтов и наш край», «М. Ю. Лермонтов – поэт», «М. Ю. Лермонтов – художник», «М. Ю. Лермонтов и Тарханы», «М. Ю. Лермонтов и Кавказ». К каждому стенду готовились экскурсоводы из числа кружковцев. Собранные материалы изучали, систематизировали и раскладывали по тумбочкам. Учащиеся школы готовились к конкурсу чтецов стихотворений М. Ю. Лермонтова. Лучшие будут их читать на открытии музея. И вот наступил торжественный День открытия музея, на котором присутствовали: секретарь по идеологии Становлянского райкома партии Архипова М. Е., работники райкома комсомола, районного и местного дома культуры, секретарь парторганизации колхоза им. Лермонтова Ходыкин А. Ф., представители общественности, родители и учащиеся школы, корреспондент районной газеты «Звезда» Иванов. После вступительного слова директора школы Звягиной З. П., под звуки мелодии на стихи М. Ю. Лермонтова Архипова М. Е. разрезает ленточку на двери музея. Все входят в музей, знакомятся с его экспонатами, восхищаются. Затем учащиеся читают стихотворения М. Ю. Лермонтова. Покидая музей под ту же мелодию, присутствовавшие выражали слова благодарности и пожелания успехов в дальнейшей работе. С тех пор музей стал неотъемлемой частью школьной жизни. 12 мая 2004 года музей получил официальный статус «школьный музей». Памяти великого сына земли русской, непревзойдённого поэта, а ещё и художника, музыканта, философа М. Ю. Лермонтова посвящены литературные вечера. Гостям музея и поклонникам таланта М. Ю. Лермонтова представляется возможность (многим впервые) посетить Кропотово – памятное место, связанное с именем поэта. Кропотово как и Шипово, является духовным проводником между ныне живущими и творческим наследием Лермонтова. Здесь, в Кропотове, в душе юного поэта зарождались поэтические строки, здесь в 1827 году его сердце томилось от любви к своей кузине Анне. В это счастливейшее в жизни Михаила Юрьевича кропотовское лето, он вырезал свой вензель на тополе, росшем под окном дома. Это дерево было сохранено до 1941 года. Отступая, фашисты уничтожили имение рода Лермонтовых. | |
Просмотров: 1420 | Комментарии: 1 | | |
Всего комментариев: 0 | |