Главная » Статьи » Любознательным

психологические основы становления личности

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ М.Ю. ЛЕРМОНТОВА.

Изучающие жизнь и творчество Михаила Юрьевича Лермонтова говоря о жизни поэта, отмечают его непростой характер, спорят об отдельных деталях биографии, в то время сам поэт сказал: «Вся жизнь моя /Лишь скорбный воз, / Что проклял я. [5, с.18] ; о его стихах, проникающих в души людей, о его одиночестве: Нет! – я не требую вниманья / На грустный бред души моей, /Не открывать свои желанья, / Привыкнул я с давнишних дней». 1839[6, с.30], о желании любить и быть любимым: «Ответа на любовь мою /Напрасно жаждал я душою, /И, если о любви пою – /Она была моей мечтою».1831 [6, с.96] или: «Пусть я кого-нибудь люблю: /Любовь не красит жизнь мою. /Она как чумное пятно / На сердце, жжет, хотя темно; /Враждебной силою гоним /Я тем живу, что смерть другим: /Живу – как неба властелин – /В прекрасном мире – но один». 1831 [6, с.90], о тоске, грусти: «И сердцу тяжело, и душа тоскует…/не зная ни любви, ни дружбы сладкой», [6, с.25] и усталости, о желании отдохнуть, забыться и уснуть: «Не обвиняй меня, всесильный, /И не карай меня, молю, /За то, что мрак земли могильный /С ее страcтями я люблю»;1829 [6, с.26], или: «Пора уснуть последним сном. /Довольно в мире пожил я: /Обманут жизнью был во всем, /И ненавидя и любя»[6, с.91] 1931. Он молит о любви, он хочет любви: «О, лишь на миг, /Прошу, приди /И оживи /В моей груди /Огонь любви. / Я здесь больной, /Один, один, /С моей тоской, /Как властелин», 1830 [6, с.52] Он боится одиночества, он хочет, чтобы рядом с ним был близкий человек, и он боится, что может не встретить его, а встретив – потерять: «Мне любить до могилы творцом суждено! /Но по воле того же творца /Все, что любит меня, то погибнуть должно /Иль как я же, страдать до конца». [6, с.57] Все приведенные отрывки из стихов в данной статье датируются с 1828- го по 1931 год, год смерти отца. Лермонтову в данный временной отрезок от 14 до 17 лет. Поэт в это время находится в начале поэтического пути. Он пробует силы, он пытается разобраться в себе, понять себя и свое внутреннее эго. Пытается осознать свое место в мире, понять свое предназначенье и значение для него тех людей, среди которых ему приходится находиться, разобраться в их отношениях, их искренности и лживости, доброте и равнодушии. Он хочет 20 душевной чистоты и света. Он не хочет вспоминать: « … этот свет, /Где носит все печать проклятья, /Где полны ядом все объятья, /Где счастья без обмана нет». 1831[6, с.57] Но откуда у молодого человека, только осознающего себя столько скорби и печали, стремления к свободе, к счастью? Почему он так часто оглядывается назад: «И, полный чувствами живыми, /Страшуся поглядеть назад».1831[6, с.57] или: «Гляжу на будущность с боязнью, /Гляжу на прошлое с тоской /И, как преступник перед казнью, /Ищу кругом души родной» [6, с.138] 1838; или: «Начать готов я жизнь другую /Молчу и жду: пора пришла; /Я в мире не оставлю брата, /И тьмой и холодом объята /Душа усталая моя; [6, с.138]. 1838 год. У него, у которого, казалось, было все было, и на внешний взгляд все складывалось благополучно, откуда эти поиски счастья? и что для Лермонтова – счастье? Вот он пишет: «… Я не могу определить, /Но это страсть сильнейшая! – любить /Необходимость мне; и я любил /Всем напряжением душевных сил. /И отучить не мог меня обман; /Пустое сердце ныло без страстей, /И в глубине моих сердечных ран /Жила любовь, богиня юных дней…»1831 [6, с.71] Откуда такое глубокое проникновение в тему материнства, в жертвенность ради цели и бессмертия. «Холодной буквой трудно объяснить / Боренья дум. Нет звуков у людей /Довольно сильных, чтоб изобразить / Желание блаженства. Пыл страстей /Возвышенных я чувствую, но слов / Не нахожу и в этот миг готов / пожертвовать собой, чтоб как-нибудь / Хоть тень их перелить в другую грудь» [6, с.68]. М.Ю. Лермонтов родился под знаком Весов. Родившиеся под этим знаком не обижаются по пустякам. У них чрезвычайно развита интуиция. Натура Весов противоречива. Они непостоянны в жизни: активность сменяется апатией. Постоянным увлечением и потребностью для Весов является чтение книг. Такую характеристику Весам дают астрологи. Прочитав объяснение Весам можно как-то привязать его к характеру поэта, найти определенное сходство, но это не дает глубинного понимания поставленной проблемы. Вот как он пишет о себе в стихотворении К друзьям: «Я рожден с душою пылкой /Я люблю с друзьями быть… /Я не склонен к славе громкой, /Сердце греет лишь любовь; /Лиры звук дрожащий, звонкий /Мне волнует также кровь. /Но нередко средь веселья /Дух мой страждет и грустит, /В шуме буйного похмелья /Дума на сердце лежит». 1829. … [6, с.16] В десяти строках поэт рассказал о себе, то, что записано в Зодиакальном знаке Весы, и что мало объясняет характер и настроение поэта. Посмотрим на вопрос со стороны психологии. Депривация – продолжительное, более или менее полное лишение человека сенсорных впечатлений [10, с.155]. Депривация от латинского слова deprivatio – потеря, лишение. Это психическая реакция на неудовлетворенную потребность. Процесс эмоционального и психологического обеднение ребенка, вследствие отрыва ребенка от матери в раннем возрасте [13]. 21 Чаще всего депривацию связывают с матерью. Она дает ребенку тепло, пищу, разговаривает, играет, моет, содержит в чистоте – то есть она не только дает жизнь, но она делает все, чтобы ребенок жил, был здоров в физическом и психологическом планах. Потеря матери для ребенка – это потеря всего, особенно, если это происходит вскоре после рождения и до года. В статье нам хотелось рассмотреть значение Юрия Петровича Лермонтова в жизни Михаила Юрьевича, а также разобраться в той травме, которую испытал поэт после смерти матери. Понимая Кропотово как символ трагедии или крушения семьи Лермонтовых, а также проанализировав современные взгляды на последствия депривации для ребенка и была написана данная статья. Повторюсь, сказав, что поэзия Лермонтова удивительна своей потрясающей силой правды и мощью чувств. Особое место в ней отведено чувству любви – желанию любить, быть любимым. Любовь – 1. Высокая степень эмоционально положительного отношения к объекту, помещенного в центр жизненных потребностей субъекта (к матери, детям, Родине, науке, музыки и т.д.); 2. Интенсивное, напряженное и относительно устойчивое чувство субъекта, обусловленное сексуальными потребностями. [10, c. 386] У Лермонтова любовь помещена в центр жизненных потребностей, которые базируются на любви к матери и недоумению по поводу отсутствия отца в его жизни. Мальчик болезненно ощущал потерю матери и разлуку с отцом «Ему хотелось, чтобы кто-нибудь его приласкал, поцеловал, приголубил». Смертью матери и потерей связей с отцом Лермонтову нанесена была жестокая сердечная рана, которая кровоточила постоянно, до последнего дня пребывания на земле. Представить себе трудно, что такую судьбу Лермонтову уготовила его родная бабка – Елизавета Алексеевна Арсеньева. Сперанский, а потом Висковатый писали о ней с симпатией и уважением. Эта властная женщина, в характере которой не было кроткости, о которой говорил Сперанский, многое сделала такого, что принесло боль, душевные мучения и определенные отклонения в психике Лермонтова. Образ матери присутствует во многих стихотворениях. Вот одно из них – «Ангел», хотя некоторые считают его посвященным Вареньки Лопухиной (Варвара Александровна Бахметьева, урожденная Лопухина (1815 – 1851), пережила Лермонтова на 10 лет). Да, в 1931 году Михаил встретился с Варварой Лопухиной, был влюблен в нее, но она была живой, и ангел не мог нести душу живой девушки и петь ей. Ангел мог в объятиях нести другую душу – душу молодой матери Лермонтова, которой на момент смерти не исполнилось и 22 года. Когда Лермонтов писал «Ангела» ему было 17 лет. Сколько в словах стихотворения светлой печали, любви и нежности: «По небу полночному ангел летел, /И тихую песню он пел; /И месяц, и звезды, и тучи толпой /Внимали той песне святой. /Он душу младую в объятиях нес /Для мира печали и слез; /И звук его песни в душе молодой /Остался – без слов, но живой. /И долго на свете 22 томилась она, /Желанием чудным полна; /И звуков небес заменить не могли /Ей скучные песни земли». 1831 [6, с.89] О матери Лермонтову напоминает многое – это звуки песен, цвет заката, запахи, прикосновение ветерка, шелест листьев, образ мадонны Рафаэля (он рисовал Мадонну с младенцем, а думал о себе и матери) и т.д. Вспоминая о Кавказе он пишет: «В младенческих летах я мать потерял. /Но мнилось, что в розовый вечера час /Та степь повторяла мне памятный глас. /За это люблю я вершины тех скал, /Люблю я Кавказ». 1830 [6, с.28] Первая любовь Лермонтова была связана с Кавказом, горами, голубым небом... Все навевало ему память о матери, о ее теплоте и нежности. Ему не хватало ее, и он жаждал ее замены: «Записка 1830 года, 8 июля. Ночь. Кто мне поверит, что я знал любовь, имея 10 лет от роду? … Белокурые волосы, голубые глаза, быстрые, непринужденность – нет; с тех пор я ничего подобного не видел, или мне кажется, потому что я никогда так не любил, как в тот раз. Горы кавказские для меня священны… о эта загадка, этот потерянный рай до могилы будут терзать мой ум!.. иногда мне странно, и я готов смеяться над этой страстию! – но чаще плакать». [5, с.74] Мария Михайловна была музыкальна. «…бывало, барыня посадит его на колена к себе и начнет играть на фортепианах что-нибудь жалкое. Глядь: а у дитяти слезы по щекам так и катятся» [4, с.244] Такой ее запомнил поэт: «Когда я был трех лет, то была песня, от которой я плакал: ее не могу теперь вспомнить, но уверен, что, если бы услыхал ее, она произвела прежнее действие. Ее певала мне покойная мать». 1830 [5. С.74] От матери перенял Михаил Юрьевич любовь к музыке. Он играл на фортепиано, скрипке, гитаре. На концерте в Пансионе он исполнил аллегро из концерта Л. Мауера. В доме на Молчановке у него стояли клавикорды, на которых он любил играть произведения К. Вебера, А.Н. Верстовского, К. Кавоса. Свое настроение Лермонтов часто сравнивает с музыкой. Например: «Музыка моего сердца была совсем расстроена нынче. Ни одного звука не мог я извлечь из скрыпки, из фортепиано, чтоб они не возмутили моего слуха». 1830[5, с.73] Какими были родители Лермонтова? Мария Михайловна родилась болезненным и слабым ребенком. Встав взрослой, она … «она выглядела хрупким, нервным созданием» [1, с. 20]. После замужества часто болела. Висковатый пишет: «В Тарханах долго помнили, как тихая, бледная барыня, сопровождаемая мальчиком-слугой, носившем за ней лекарственные снадобья, переходила от одного крестьянского двора к другому с угощеньем и помощью, помнили, как возилась она с болезненным сыном. И любовь, и горе выплакала она над его головою … Мать передала ему необычайную нервность свою». …. «Пока она еще держалась на ногах, люди видели ее бродящей по комнатам господского дома, с заложенными назад руками» [1, с.21]. А вот воспоминания крестьян: «Ну а вот дочь ея Мария Михайловна просто ангелом для нас всех была. Не только пальцем, словом никого не обидела. Все любили ее безумно…. Всем у Бога взяла: и красотой, и умом, и 23 богатством. Не дал ей Господь здоровья крепкого. Все-то она холоду боялась и куталась. А как подойдет непогода весенняя или слякоть осенняя, то и закашляет. Летом тоже боялась и все на солнце большую часть дня проводила. Всех-то она, бывало, приласкает, приголубит. Смотришь – и на деревню по дворам пойдет, больных навещать…» [12, с.33] Первый биограф Лермонтова так пишет о Юрии Петровиче, отце поэта – «Красивый молодой человек с блестящими столичными приемами произвел на Марию Михайловну сильное впечатление» [1, с.18]. Добрый, мягкий, он обладал вспыльчивым характером. «Помнящие Юрия Петровича называют его красавцем, блондином, сильно нравившимся женщинам, привлекательным в обществе, веселым собеседником. … Крепостной люд называл его «добрым, даже очень добрым барином» [1, с.20]. Юрий Петрович Лермонтов стал женихом в 24 года. Мария Михайловна стала невестой в 17 лет. Святейший синод запрещал венчать дворянок раньше 17 лет. Разница в возрасте составляла 7 лет, что «считалось самым предпочтительным для молодой пары дворянского сословия» [1, с.35]. Молодые должны были жить в наследственном имении мужа – в Кропотово. Юрий Петрович так и думал, что, получив в приданое четвертую часть угодий Е.И. Арсеньевой, он и его молодая жена будут жить спокойно и счастливо в его родовом имении. Это было в порядке вещей в начале 19 века. Родные со стороны жениха и невесты еще до свадьбы обсуждали материальное состояние молодой семьи. Так было принято. Только на основе совместного решения материальной базы молодой семьи давалось согласие на помолвку. Издавна было заведено: муж обеспечивает семью жилищем, жена – приданным, которое муж получает при подготовке к бракосочетанию. Имение Кропотово было беднее Тархан и по количеству земли, и по количеству крепостных в 4 раза. Но если учесть, что в Кропотово не полностью принадлежало Юрию Петровичу, а лишь частично – то Лермонтов был беден. Но у него было одно преимущество – красота. Была ли красива Мария Михайловна? Трудно судить по портрету крепостного художника. Она была умна, она сдала экзамены в Смольный институт, но из-за смерти отца не была привезена туда в 1810 году. Она была доброй, искренней, чувствительной барышней, любившей музыку. Юрий Петрович и Мария Михайловна были духовно близкими людьми, иначе как бы произошло их сближение в столь короткое время в Васильевке, где Арсеньевы остановились на отдых, возвращаясь из Москвы. По подсчетам Фролова встретились молодые люди в начале февраля. Две недели февраля было отведено судьбой на знакомство и помолвку, которая могла состояться 3 марта на последний день Масленицы. Как определил Фролов, повенчаться молодые могли на Рождество 1812 года, которое начиналось 15 ноября и заканчивалось 24 декабря. На момент венчания Мария Михайловна оставалась бесприданницей. Елизавета Алексеевна не выделила дочери ничего. Молодые супруги переехали жить в Тарханы сразу после свадьбы. Это было возможным только на основании сговора, где Елизавета Алексеевна могла выдвинуть условием своего согласия. 24 Что приобретала Е.А. Арсеньева: дочь оставалась при ней, деньги и имение при ней, все остается под ее контролем. Что терял Ю.П. Лермонтов: невозможность вести хозяйство в Кропотово, из-за чего он и вышел в отставку. Перебираясь на жительство в Тарханы, он попадал в прямую зависимость тещи. Но Юрий Петрович любил Марию Михайловну, и боязнь потерять любимую было сильнее всех материальных соображений. Крупная ссора родителей произошла вскоре после венчания. Причина ссоры осталась нераскрытой, но породила домыслы. Нормальные отношения больше никогда не возобновлялись. Одной из причин, на что указывал П.А. Висковатый, была измена Юрия Петровича с Юлией Ивановной, компаньонкой Марии Михайловны. Фролов проследил появление Юлии Ивановны в Тарханах, и выяснил, что она, поселившись в Васильевке, соблазнила одного из Арсеньевы, за что ее должны были выдворить оттуда, но этого не произошло, потому как она была приглашена в Тарханы самой Елизаветой Алексеевной. Вот только для чего? Ненависть Елизаветы Алексеевны была неистощимой. Она вмешивалась в личные и семейные отношения молодых супругов, она не скрывала своей антипатии к зятю и наговаривала на него дочери, чтобы вызвать у нее к нему отвращения. Появлении Юлии Ивановны должно было «усугубить недоразумения между ними». Вскоре после появления этой особы в Тарханах начались ссоры между молодыми супругами. «… ей увлекся Юрий Петрович, от которого ревнивая мать старалась отвлечь горячо любимую дочку, то эпизод дал повод Арсеньевой сожалеть бедную Машу и осыпать упреками ее мужа. Елизавета Алексеевна чернила перед дочерью зятя своего, и взаимные отношения между супругами стали невыносимыми» [1, с.19-20] Так пишет Висковатый, но насколько это правдиво, сейчас трудно сказать. В драме «Menschen und Leidenschaften» (Люди и страсти), написанная в 1830 и впервые опубликованная в 1880 году, М.Ю. Лермонтов склонен был несколько поиному воспринимать произошедшее. Он писал: «За месяц перед смертью твоей матери (еще тебе было 3 года), когда она сделалась очень больна, то начала подозревать Марфу Ивановну в коварстве и умоляла ее перед Богом дать ей обещание любить Николая Михайловича, как родного сына, она говорила ей: «Маменька! Он меня любил, как только муж может любить свою супругу, замените ему меня… я чувствую, что умираю». Наконец она вытребовала обещание старухи… и скоро уснула вечным сном…» [4, с.187] Михаил Юрьевич говорит в этом отрывке, что Мария Михайловна стала не доверять матери в измене мужа (или она узнала что-то достоверное по этому поводу). Именно поэтому она требовала изменить ее отношение к Юрию Петровичу, и «она вытребовала обещание старухи…». Поэт встречался с отцом в Москве, и они говорили о многом. Именно на основе этих разговоров и было создано это произведение. Драма «Люди и страсти была написана в 1830 году. Юрий Петрович умер в 1831 году, оставив Завещание, которое было написано в январе (28-29) 1831 года. Он оставил сыну неопровержимое доказательство своей любви к его матери. Юрий Петрович 25 писал: «Скажи ей (Елизавете Алексеевне), что несправедливости ее ко мне я всегда чувствовал очень сильно и сожалел о ее заблуждении, ибо явно, она полагала видеть во мне своего врага, тогда как я был готов любить ее всем сердцем, как мать обожаемой мною женщины!.. Но Бог простит ей сие заблуждение, как я ее его прощаю» [5, с.161]. Михаил Юрьевич верил в любовь матери к отцу, знал о любви отца к матери, завидовал тем, кто жили семьей: «…О! я завидую другим! /В кругу семейственном, в тиши, /Смеяться просто можно им /И веселиться от души». 1830 [6, с.45] В своей произведении «Menschen und Leidenschaften» (Люди и страсти), в стихах, написанных после смерти отца, Юрия Петровича, молодой поэт показал подлинную драму своих родителей, и свою неослабевающую боль: «Я сын страданья. /Мой отец / Не знал покоя по конец, / В слезах угасла мать моя, /От них остался только я …» или «Ты дал мне жизнь, /Но счастья не дал. /Ты сам на свет был гоним. /Ты в людях только зло изведал, /Но понимаем был одним». После смерти матери и вплоть до его переезда в Москву в августе 1829, где он жил до лета 1832 года, Миша Лермонтов встречался с отцом очень редко. При приближении отца к Тарханам, ребенка срочно одевали и отправляли к соседям, чтобы они не встречались. Только тогда, когда Михаил поступил в Московский пансион, он мог встречаться в Москве с Юрием Петровичем. Только однажды, если судить по письмам, документам, Михаил был в Кропотово. Там он отдыхал месяц. Был счастлив. Был влюблен. К стихотворению «К Гению» им была сделана приписка «Напоминание о том, что было в Ефремовской деревне в 1827 году – где я во второй раз полюбил 12 лет – поныне люблю [5, с.33] Там было написано Мишей Лермонтовым «Мое завещание» (про дерево, где я сидел с А.С.) «Схороните меня под этим сухим деревом, чтобы два образа смерти предстояли глазам вашим; я любил под ним и слышал волшебное слово: «люблю». … Я не плакал, ибо слезы есть принадлежность тех, у кого есть надежда»; [5, с.75]1830. В этих строчках желание любви, потребность любви, его мечты о той, которая дарила бы ему свою нежность и любовь, о которой можно было бы заботиться и верить в будущее. Но надежды не было, как не было будущего в отношениях. А еще, В Кропотово, рядом с ним был образ матери – ее портрет в гостиной, альбом, в котором рукой матери были записаны стихи ее, обращенные к отцу, было то, чего ему так не хватало в Тарханах – была искренняя любовь, в которой он нуждался. В этот момент и появилась потребность в любви, потребность любить и быть любимым. Юноша записал: «И мне былое, взятое могилой, / Напомнил голос твой». (Сентября 28) [6, с.35] Милая девушка напомнила ему мать. Память о матери стояла рядом. И в какойто степени мешала жить дальше. 1 сентября 1828 года Лермонтов был зачислен в четвертый класс Московского Благородного университетского пансиона. Лермонтову 14 лет. В 1831 году умирает Ю.П. Лермонтов. В 1832 году Лермонтов уехал в Петербург. 26 Лермонтов одинок. Он почти не помнил свою мать. Ему было на момент ее смерти 2 года и 4 месяца. Мария Михайловна умерла от скоротечной чахотки, не дожив до 22 лет. Детский портрет с мелком в руках написан в это время. Лермонтов скучал без отца и радовался редким встречам с ним. «Папенька сюда приехал, и вот уже 2 картины извлечены из моего portefeuille…слава богу! Что любезными руками!» - сообщает он своей тетке в Опалиху. Ю.П. Лермонтов умер в 1831 году, когда Михаилу было 17 лет. В своем завещании отец обращается к своему взрослому сыну: «… Ты имеешь, любезный сын мой, доброе сердце, – не ожесточай его, … ибо с ожесточением ты сам впадешь в презираемые тобой пороки… Благодарю тебя, друг мой, за любовь твою ко мне и нежное твое ко мне внимание, которое я мог замечать, хотя и лишен был утешения жить вместе с тобой»[5, с. 160] Лермонтов тяжело переживает утрату отца. Он пишет: Ужасная судьба отца и сына /Жить розно и в разлуке умереть… и ниже – Мы не нашли вражды один в другом… [6, с.89] Он понимает роль любимой бабушки в его жизни. Он благодарен ей за ее заботу, возможность получить образование, жить безбедно, но он не может ей простить ее наговоров и ее противостоянию отцу. В нем живет его память о матери и отце: «Есть слова – объяснить не могу я, /Отчего у них власть надо мной; /Их услышав, опять оживу я, /Но от них не воскреснет другой». 1831.[6, с.91], или ниже, вспоминая Елизавету Алексеевну, когда кажется, что после матери и отца пришла его пора покинуть мир: «Пора уснуть последним сном, /Довольно в мире понял я; /Обманут жизнью был во всем, /И ненавидя и любя». 1831 [6, с.91]. Он был любим и матерью и отцом, но ненависть и любовь была густо замешана у его бабушки. Ненависть, погубившая супругов Лермонтовых, и принесла раннюю смерть их единственному сыну, ее горячо любимому внуку. Современные психологи разделили всех мам на следующие основные типы, положив в основу формы материнского поведения: уравновешенная мама, тревожная мама, тоскливая мама, уверенная и властная мама. Рассмотрим характеристики данных типов, которые дает психолог-консультант А.Я. Варга [11, с.78-79] этим типам. Уравновешенная мама – быстро и правильно реагирует на происходящие события. Ее суждения непредвзяты, она лишена костных привычек. Тревожная мама – постоянно ощущает беспокойство, внутренне напряжена, ощущает угрозу себе и своему ребенку. Тоскливая мама – часто бывает тосклива. Много плачет. Будущее представляется ей мрачным. Она легко устает, много плачет. Уверенная и властная мама – увлекается модными системами воспитания, навязывает малышу свою систем у требований, не обращая внимание на возникшее беспокойство ребенка. Из перечисленных типов Мария Михайловна Лермонтова наиболее близко подходит к тревожному и тоскливому типу. Вернее, ее тип – смешанный, состоящий их этих двух типов. Мария Михайловна была чувствительной, доброй и любящей матерью. Она доверяла Елизавете Алексеевне, своей матери, верила ей, не подозревала о ее вероломстве и обмане. 27 Она хотела любить Юрия Петровича, и быть любимой им. Она нуждалась в сочувствии, участии, в поддержке в период размолвки с мужем, а ее не было. Все рассказы о прелюбодеянии, об избиении Юрием Петровичем пришли к нам со слов Арсеньевой. Висковатый передает нам их словами Шугаева и Н.Л. Бродского, которые при этом не присутствовали, а могли только повторять истории, придуманные Арсеньевой. П.А. Фролов, житель Тархан убедительно развенчал многие легенды, бросающие тень на Лермонтова. Не было ни измен, и дикого удара кулаком по лицу. Было падение и переворачивание экипажа, в котором находилась Мария Михайловна. Было приглашение Елизаветой Алексеевной в Тарханы некой Юлии Ивановны, совратившей в Васильевке одного из Арсеньевых, и ее выдворение из Васильевки, а также приглашение ее в качестве компаньонки для Марии Михайловны. Это было сделано для того, чтобы создать условия, скомпрометировавшие бы ненавистного ей Юрия Петровича. Представить себе мать, которая подвергает свою дочь возможными испытаниями, только ради того, чтобы очернить зятя, трудно. Прошло время, и Мария Михайловна поняла подлость матери и несправедливые ее упреки, только к этому времени она была неизлечима больна, а отношения с мужем были расстроены. Современные психологи говорят, что после рождения малыша здоровую маму ожидают различные отклонения, которые проявляются в колебании настроения и могут достигать уровня депрессии. Она проявляется не только в ухудшении настроения, но в физической слабости, плаксивости, сонливости, головной боли, навязчивыми идеями. Что же говорить о состоянии Марии Михайловны, которая была погружена в семейные разборки. И тревога, и тоска усугубляли и без того слабое здоровье женщины. Психологи пришли к выводу, что депрессия матери имеет отрицательное влияние на развитие ребенка. Младенец чувствует перепады ее настроения, он реагирует на мать. Он ждет от нее ласки, теплоты, улыбки. В случае нехватки материнской любви, ни кормилица, ни няня не могут заменить ее. В психике малыша возникает надлом, который восстановить может только мама, а времени на восстановление чувств между мужем и женой, матерью и сыном уже не было. Ребенок с момента рождения нуждается в контакте со взрослым. Через него он получает уход, воспитание и обучение. Уже в 2 месяца ребенок показывает, какой глубокий восторг вызывает у него ласковое обращение к нему взрослого. Во младенчестве ребенок отвечает на ласку взрослого улыбкой, движением рук и ног, звуком, который часто называют вокализацией. По тому, как реагирует ребенок на взрослого, можно догадаться, как относится ребенок к этому взрослому, как дорог он ему. Выдающийся русский психолог В.С. Мухина писала: «Уже в младенчестве у детей начинает формироваться любовь, симпатии к близким людям – матери, отцу… В раннем детстве эта симпатия приобретает новые формы. Ребенок стремиться получить от взрослого похвалу, ласку, огорчается, если взрослый им недоволен…. Начиная с полутора лет оценка поведения ребенка взрослым становится одним из важнейших его 28 чувств. Похвала, одобрение окружающих вызывают у детей чувство гордости, и они пытаются заслужить положительную оценку, демонстрируя взрослым свои достижения [9, с.108]. Дж Боулби – английский врач, психиатр, доктор медицины, специалист по детской психиатрии и психоанализу рассматривал развитие детей, лишенных матерей в разные периоды жизни, начиная от новорожденных младенцев до детей дошкольного возраста. Дети оставались одинокими по разным причинам. Их матери умирали, от детей отказывалась мать. Таких детей помещали в приюты. Основной задачей сестры приюта – накормить и проследить за чистотой малыша. Разговоров с малышом, игр с ним не было. Все сводилось к тому, чтобы дать младенцу выжить. Врач сравнивал развитие детей в приютах и яслях, куда детей приносили мамы на время рабочего дня – утром приносили, вечером забирали. У таких мам не было времени на воркование, особую любовь, но даже при минимальном внимании эти дети развивались нормально, тогда как депривированные дети в приютах с самого начала жизни развивались ниже нормы. Они «не отвечали на воркование взрослых, имели плохой аппетит, плохо набирали в весе, плохо спали, не проявляли инициативы» [8, с.145]. Интересный эксперимент провели в Австрии, Франции, Дании и США. Заключался он в том, что рассматривали развитие детей в разных учреждениях – в приюте и приемных домах или яслях с 34 до 35 месяцев, что соответствует времени потери матери у Мишеньки Лермонтова. Дети в приемных домах и яслях через 4 месяца оказались в группе среднего развития, дети приюта «были на грани психической дефективности» [8, с.146] Боулби провел эксперимент, одновременно и страшный, и наглядный, после которого психолог заявил, что на детях никаких экспериментов проводить нельзя. В эксперименте принимали участие 2 козленка-близнеца и их мама коза. Эксперимент состоял в следующем: одного козленка на время эксперимента забирали от матери и помещали в отдельное помещение. Затем зажигали огонь в этих помещениях, вызывая тревогу у животных. Козленок, который был с матерью переносил огонь достаточно спокойно. Он прятался за мать, передвигался. Козленок, изолированный от матери, забивался в угол и сидел там не шевелясь. Очень скоро этот ягненок перестал есть и умер через несколько дней [8, с.147]. Своей длительной практикой Боулби доказал, что «лишение материнской заботы всегда ведет к задержке развития ребенка – физического, интеллектуального, социального, могут появляться симптомы физических и психических болезней». Своими исследованиями он показал, что «оптимизм по излечению данного недуга далеко не всегда оправдан, что детям наносится большой урон на всю жизнь». Дети по-разному могут относиться к депривации (лишению материнской заботы) – одни дети больше страдают, другие менее, но они страдают. Почему? Многое зависит от возраста ребенка, лишившегося матери. Чем раньше наступает разлучение с матерью, тем глубже депрессия ребенка. На втором и третьем годах жизни эмоциональный отклик на разлуку 29 с матерью у малыша ослабевает. На третьем – пятом году отклик становится еще меньше. Дело в том, что в этот период дети более отдалены от матери. Они могут самостоятельно передвигаться, есть, обслуживать себя. Тот же Боулби так описывает состояние ребенка: «в течении нескольких дней, недель и даже больше ребенок сильно и безутешно горюет без всяких просветов. В это время он находится в состоянии «возбужденного» отчаяния, кричит или стонет. Еда, как и услуги отвергаются. Единственное облегчение приносит сон. После нескольких дней он успокаивается и может впасть в апатию» [8, с.149]. Данная апатия у трехлетнего ребенка протекает легче, чем у годовалого, а у детей от 5 до 7 лет легче, чем у трехлетнего. Боулби говорит, что внешние симптомы со временем могут исчезнуть, но внутренние повреждения могут со временем проявиться и быть основанием психических заболеваний. Ему вторит американский психолог и педагог Айневорз Мэри, которая говорит, что «длительная и жесткая депривация со второго года жизни ведет к печальным последствиям… Не поддающихся исправлению» [8, с.164], хотя тут же добавляет, что степень искаженных отношений с родителями зависит от степени оценки, которая не всегда адекватна. Очень интересны исследования В.В. Зеньковского (1881 – 1962), родившегося на Украине. После 1919 года жил и работал в Белграде, Праге, Париже. Многие его положения являются основой для современной психологии и медицины. Им были проанализированы физиологические особенности развития ребенка и матери, которыми сегодня пользуются педиатры. По его сведениям, мы можем представить себе облик новорожденного Миши Лермонтова и проследить его физическое развитие. По таблице Зеньковского, в котором прослежена связь веса новорожденного и возраста матери находим: при возрасте матери от 15 до 19 лет средний вес ребенка мог составлять 3 килограмма 241 грамм. Длина тела новорожденного может колебаться от 50 до 51 сантиметра, причем рост мальчика будет на 1 сантиметр больше, чем у девочки. В 2 года длина мальчика – 74,2; в 3 года – 85,3; в 4 года – 91,9; в 5 лет – 96,6; в 6 лет – 103,2; в 7 лет – 106,5. Мы пропускаем физиологическое развитие внутренних органов, скелета, мышц, кожи, остановимся на развитии мозга. У новорожденного вес мозга составляет приблизительно 360 грамм, что составляет к весу всего тела 1/8 часть, к восьми месяцам вес его удваивается, к 3 годам утраивается. У взрослого вес мозга к весу тела составляет 1/30 – 35 часть. Внутреннее развитие мозга идет постепенно. Активное участие в развитии мозга лежит на миелине. Но при рождении центральная и периферийная нервная система лишены миелина. С развитием отдельных частей мозга, в них начинает функционировать миелиновое вещество. Миелин необходим для скоординированной работы всех органов человека. Благодаря работе центральной нервной системе человек может двигаться, думать, говорить и т.д. Центральная нервная система состоит из нервных клеток. 30 Каждый нервный отросток «Обернут» в миелин – оболочку из белков и липидов. Миелин работает как изолятор у провода — защищает нервные отростки и облегчает обмен информацией между нервными клетками и телом. нервный импульс распространяется по миелинизированным волокнам в несколько раз быстрее, чем по волокнам без миелина. Повреждение миелиновой оболочки приводит к серьезным нарушениям работы нервной системы. Процесс миелинизации начинается приблизительно на пятом месяце развития плода и интенсивно продолжается после рождения, когда человек учится держать голову, ходить, говорить, мыслить и так далее. Нарушение этого процесса, а также некоторые заболевания (например, рассеянный склероз) могут повредить миелиновую оболочку нервных волокон и таким образом вывести из строя центральную нервную систему. Ученые из Томского государственного университета и Института «Международный топографический центр» Сибирского отделения РАН разработали метод количественной оценки процесса миелинизации мозга плода в клиничесских условиях с помощью магнитнорезонансной томографии (МРТ). «Нарушения миелинизации часто лежат в основе задержек физического и умственного развития ребенка, а также являются возможным механизмом формирования ряда неврологических и психиатрических заболеваний. Какой вывод можно сделать: для развития миелинизации необходимо, чтобы рядом с малышом всегда находился любящий его взрослый, который помимо физиологических обязанностей выполнял роль массажиста (поглаживал, переворачивал, поднимал, ласкал); ребенку необходимо, чтобы с ним разговаривали, играли, заставляли проявлять активность и т.д. Развивающаяся миелинизация в свою очередь заставляет малыша быть активным. Он развивается физически (растет скелет, крепнут мышцы, он держит голову, самостоятельно переворачивается, сидит, пробует ходить). Каждый момент физического развития сопровождается развитием мыслительной деятельности. Малыш требует от взрослого большой работы, активного напряжения сил, воли и знаний особенностей развития ребенка на каждом этапе его взросления. Елизавета Алексеевна хорошо понимала, что, взяв на воспитание внука, она несет за него ответственность. Она была неплохим психологом. Чтобы компенсировать отсутствие матери и отца, она окружила мальчика нянями, боннами, сенными девушками. Она приглашала в дом соседских мальчиков из дворянских семей для совместной учебы и игр. Все это она делала для того, чтобы внуку не было так одиноко, чтобы отвлечь его от мыслей о матери и отце. Ему должно быть хорошо, потому что с ним была она – его бабушка, в одном лице и мама и папа. «… он остался после матери нескольких месяцев на руках у бабушки» [7, с.32]. В тарханах «… гостили довольно долго дальние родственники бабушки, два брата Юрьевы, двое князей Максюковых, часто наезжали, и близкие родственники с детьми и внучатами … дом был всегда набит» [7, с.33]. Когда собирались соседки, устраивались танцы и два раза был домашний спектакль, бабушка сама была очень печальна, ходила всегда в 31 черном платье и белом старинном чепчике без лент. Так прожили мы два года» [7, с.33]. Делаем себе пометку – в 2, 4 года не стало Марии Михайловны, плюс два года – Лермонтову исполняется 4,4 года. «В домашней жизни… Лермонтов был почти всегда весел, ровного характера, занимался часто музыкой, а больше рисованием… [7, с.36] Шуваев вспоминал: «учился он … прилежно, имел особенную способность к и охоту к рисованию, но не любил сидеть за уроками музыки. В нем обнаруживался нрав добрый, чувствительный, с товарищами детства был обязателен и услужлив, но вместе с этими качествами в нем особенно выказывалась настойчивость» [1, с.66] «Когда Мишеньке стало около семи – восьми лет, то бабушка окружила его деревенскими мальчиками его возраста, одетыми в военное платье; с ними Мишенька и забавлялся, имея вроде потешного полка, как у Петра Великого во время его детства [7, c.58; 7, с.66] Шугаев В 1824 году Погожин - Отрашкевич должен был оставить дом Арсеньевой. В Тарханах его ждал дядя (Юрий Петрович?), который и увез его в Москву» [1, с. 67]. Юрий Петрович просто так не мог повидаться с сыном. Случился повод – необходимо племянника отвести в Москву для продолжения учебы (начальный этап был пройден у Арсеньевой в Тарханах). У мальчика был отец, но Юрий Петрович с радостью соглашается на поездку, чтобы повидаться с сыном. Мише на тот момент было десять лет. Очень приблизительно он похож на изображение, которое сделал неизвестный художник на портрете «Лермонтов в детстве», где он изображен в красном мундире, расписанный золотом, с белым гофрированном воротником. Портрет выполнен в 1820 -1822 годах. На нем Мише 6 – 8 лет. С 6 до 10 лет дети активно растут, но представить, каким Миша Лермонтов был в 10 лет возможно. Этот портрет Арсеньева всегда возила с собой. 1 сентября 1828 года Е.А. Арсеньева привезла Мишу учиться в Москву. Ему неполных 14 лет. Он свободно владел немецким, французским языком, изучал английский. В это время мальчик начинает писать стихи. «Он был характера скорее веселого, любил общество, особенно женское, в котором почти вырос и которому нравился живостию своего остроумия и склонностью к эпиграмме, часто посещал театр, балы, маскарады; в жизни не знал никаких лишений, ни неудач: бабушка в нем души не чаяла и никогда нив чем ему не отказывала; …» [1, с. 35]. Лермонтов вырос. Он стал самостоятельным, любознательным человеком. В Пансионе и Университете он увлекается философией, вопросы которой он пытался разрешить в поэзии. Это тема жизни и смерти. В это время его занимает вопрос предков. Он встречается с Иваном Николаевичем Лермонтовым – 1810 года рождения, чтобы получить родовую печать. И.Н. Лермонтов встречался с Михаилом Лермонтовым дважды. В первый раз около 1824 года. Михаилу было не более 10 лет. Иван уже служит, он на 4 года старше своего брата. Встретились они в доме директора Павловского кадетского корпуса генерала Н.В. Арсеньева. Тогда они не подружились. Второй раз спустя 10 лет «… а впоследствии, когда я служил в Образцовой конной батарее, в 1834 и в 1835 годах, по производстве своем в офицеры корнет М.Ю. Лермонтов 32 присылал ко мне просить гербовой нашей фамильной печати, что мною, конечно, и было исполнено …» [2, с.55]. В 1840 году И.Н. Лермонтов женится и переезжает жить в Спасо-Чириково, становится помещиком Задонского уезда Воронежской губернии, сейчас это Липецкая область. Разница в 4 года многое определила их встречи. При первой встрече Ивану Лермонтову Михаил показался «неразвитым» ребенком. Иван уже служил и физически был развит более Михаила, его круг общения, интересы были иными, нежели у Михаила. Михаил Ивану был неинтересен. Да, видимо, у Михаила особой симпатии Иван также не вызвал, потому что эта встреча не была отражена им нигде. В чем могла выразиться эта «неразвитость»? Вернее всего, в Михаиле не было ничего, что импонировало бы старшему родственнику. Не было позерства, не было физического превосходства. Был ум и требовательность как к себе, так и собеседнику. Требовательность и работоспособность у Михаила Юрьевича была необыкновенная. К 18 годам, а это 1832 год, у Лермонтова написано 250 стихотворений, 17 поэм и 3 драмы. Лермонтов живет в другом мире с другими интересами и запросами: «Так жизнь скучна, когда боренья нет, … /Мне нужно действовать, я каждый день /Бессмертным сделать бы желал, как тень /Великого героя, и понять /Я не могу, что значит отдыхать. … /Всегда кипит и зреет чтонибудь в моем уме. Желанье и тоска /Тревожат беспрестанно эту грудь. /Но что ж? Мне жизнь все как-то коротка, /И боюсь, что не успею я /Свершить чего-то!» [6, с.74] Внутреннее напряжение, боренье чувств он переносит в поэзию. Он научился скрывать свою боль, он научился управлять собой: «Он был рожден для счастья, для надежд /И вдохновений мирных! – но безумный /Из детских рано вырвался одежд /И сердце бросил в море жизни шумной; /И мир не пощадил – и бог не спас!» [6, с.118] А что же Елизавета Алексеевна Арсеньева, урожденная Столыпина (1773 - 1845)? Она прожила по тем временам достаточно много – 72 года, похоронив всех, кто был ей близок, кого она любила: мужа – Михаила Васильевича Арсеньева (1769 – 1810. Прожил 41 год) – елецкого помещика, поручика ЛейбГвардии преображенского полка, предводителя дворянства в Чембарском уезде.; дочь – Марию Михайловну Лермонтову (1795 – 1817. Прожила 22 года), внука – Михаила Юрьевича Лермонтова (1814 – 1841. Прожил неполных 27 лет) – офицера, поэта, писателя, художника; ненавистного зятя, отца Михаила Юрьевича – Юрия Петровича Лермонтова (1787 – 1831. Прожил 44 года). Она была ангелом смерти, дарившим близким гибель, от которой она не становилась счастливее: «Никто не получал, чего хотел /И что любил, и, если даже тот, /Кому счастливый небом дан удел, /В уме своем минувшее пройдет, /Увидит он, что мог счастливым быть, /Когда бы не умела отравить /Судьба его надежды» [6, с. 75].

ЛИТЕРАТУРА 1. Висковатый, П.А. Жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова. / П.А. Висковатый. – М.: Гелиос АРВ, 2004. – 416 с. 2. Воронцов, И.В. Поколенная роспись рода Лермонтовых /И.В. Воронцов. – М.: ОАО, типография «Новости», 2004. – 208 с. 33 3. Зеньковский, В.В. Психология детства / В.В. Зеньковский. – М.: Академ А, 1996. 347с. 4. Лермонтов, М.Ю. Полное собрание сочинений в 10 томах. Т.5. – М.: «Воскресенье», 2000. 728 с. 5. Лермонтов, М.Ю. Полное собрание сочинений в 10 томах. Т.9. – М.: «Воскресенье», 2001. 480 с. 6. Лермонтов, М.Ю. Стихотворения. Поэмы. Маскарад. Герой нашего времени /М.Ю. Лермонтов. Библиотека всемирной литературы. Серия вторая. Т.93. – М.: Художественная литература, 1972. 767 с. 7. Лермонтов в воспоминания современников. – М.: Художественная литература, 1972. – 568 с. 8. Лишенные родительского попечительства/Редактор-составитель В.С. Мухина. – М.: Просвещение, 1991. – 223 с. 9. Мухина, В.С. Детская психология/В.С. Мухина. – М.: Просвещение. – 1985. – 272 с. 10. Новейший психолого-педагогический словарь /сост. Е.С. Рапацевич; под общ. ред. А.П. Астахова. – Минск: Современная школа, 2010. – 928 с. 11. Популярная психология для родителей /Под ред. А.А. Бодалева. – М.: Педагогика, 1089. – 256 с. 12. Фролов, П.А. Создание и крушение семьи Лермонтовых: взгляд из Тархан. – Пенза, Пензенский государственный университет, ГУМНИЦ, 42018. – 606 с. 13. [mozgius.ru/psihologiya/lichnost/].

Бербаш Татьяна Ивановна канд. пед. наук, доцент кафедры ИДД ЛГПУ имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, член Союза художников России г. Липецк (Россия)

Категория: Любознательным | Добавил: alarch (22.07.2022)
Просмотров: 181 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]