Главная » Статьи » Любознательным

«Пристанище благородным девицам»

Одним из атрибутов культуры дворянского сословия исторически стало женское институтское образование. Оно существовало в России с момента образования первого института благородных девиц в 1764 года и до последних дней Российской империи. 225 лет назад по инициативе императрицы Марии Федоровны в Санкт-Петербурге было открыто Петербургское училище ордена Святой Екатерины – Екатерининский институт благородных девиц.
   Предшествовало этому знаменательному событию повеление императора Павла I. Оно обязывало его супругу императрицу Марию Федоровну «начальствовать над воспитательным обществом благородных девиц». Еще одним именным указом Сенату император передал под управление императрицы воспитательные дома «со всеми принадлежащими к ним заведениями». После распоряжений Павла I князь А.Б. Куракин в высочайшем докладе призвал кавалерственных дам Ордена Святой Екатерины учредить «пристанища благородным девицам без родни, имения и призрения». Пример «в подвигах столь похвальных и отечеству полезных» подала сама императрица Мария Федоровна. На учреждаемое училище она определила по 4500 рублей из собственных доходов. Предназначалось оно для дочерей потомственных дворян, которые имели офицерский чин или соответствующий чин по Табели о рангах. Учебное заведение находилось в ведении Канцелярии императрицы, она же была первой смотрительницей института.
    На содержание института тратилось ежегодно 60 тысяч рублей. Воспитывалось здесь 200 девушек. Перед преподавателями и воспитателями стояла благородная задача «подготовить девиц к будущему их состоянию и не выводить их из того круга, который природа для них начертала, ... остерегаться, чтобы не дать им новых потребностей и даже знаний, которые могут обратиться в тягость их родителям, когда они возвратятся домой».

 

https://i.yapx.ru/WJLQVh.jpg

Вид на здание института с Аничкова моста

Оплачивали пансион родители воспитанниц или состоятельные покровители.
   В младшие классы института поступали девочки 10 – 14 лет. Чтобы поступить, они должны были уметь читать, списывать с книги на русском и французском языках, складывать и вычитать в пределах ста, знать основные молитвы.
   В 1844 году Училище Ордена Святой Екатерины официально причислено к I (высшему) разряду женских институтов, дававших элитное, «приличное дворянскому сословию образование».
   Воспитанницей Екатерининского института была Мария Акимовна Шан-Гирей (1798 или 1799  – 1845) – родная племянница Елизаветы Алексеевны Арсеньевой, дочь ее сестры Екатерины Алексеевны Хастатовой. Дочь офицера Кавказской армии, она родилась и выросла на Кавказе в имении Шелковое, принадлежавшем ее отцу. Здесь в 1816 или 1817 году она вышла замуж за П.П. Шан-Гирея, здесь родились трое ее детей. Осенью 1825 года М.А. Шан-Гирей с мужем и детьми навсегда покинула Шелкозаводск. Е.А. Арсеньева, приезжавшая летом этого года с внуком и родственниками на воды, уговорила любимую племянницу поехать с нею в Тарханы. С осени 1826 года обосновалась в Апалихе, в соседстве своей тетушки. Здесь и в Тарханах прошла вторая половина ее жизни, посвященная семье, воспитанию детей, хозяйству.
   Мария Акимовна Шан-Гирей и Мария Михайловна Лермонтова (урожденная Столыпина) были подругами. По-видимому, они учились вместе в Петербурге. Есть основания предполагать, что это был не частный пансион, а Институт, учрежденный императрицей для воспитания благородных девиц. Девица М.А. Хастатова, по заслугам и чину ее отца, боевого генерала Кавказской линии, вполне могла быть принята в подобное привилегированное учебное заведение. Именно там могла зародиться дружба между кузинами.
   «Машенька», по мнению Елизаветы Алексеевны и ее брата Дмитрия Алексеевича Столыпина, имела все, что составляет «щастие сей жизни» – «добродетельное сердце, просвещенный разум, благородные навыки, неубогое состояние», и пожелать ей можно лишь недостающего ей здоровья да уменья «владеть собою».
   Приезд Марии Акимовны в Тарханы, целый год жизни со всем семейством в доме Е.А. Арсеньевой сблизили семьи. Елизавета Алексеевна взяла к себе в дом ее старшего сына Акима, четырьмя годами моложе Лермонтова, который стал товарищем ее внука и в учении, и в играх. Мария Акимовна со своей стороны принимала участие в воспитании племянника, Ее привязанность занимала важное место в жизни мальчика, в младенчестве лишившегося матери и лишенного отца. Сохранившиеся письма Лермонтова к «тетиньке» – свидетельство его доверительного к ней отношения. Он откровенен с ней, уверен в ее интересе ко всем событиям его московской жизни. Судя по письмам, мальчик привык беседовать со своей «милой тетинькой», иногда спорить, возражать, переубеждать По ним мы судим не только о взглядах Лермонтова, они характеризуют и его собеседницу.
   Мария Акимовна любила племянника, и он отвечал ей полным доверием. Ей сообщает о своих успехах в учении («... не для похвальбы, но собственно оттого, что вам это будет приятно»); выражает свою радость по поводу приезда «папиньки»; ей посылает один из первых поэтических опытов, стихотворение «Поэт», которое просит «поместить к себе в альбом», обещая на вакации нарисовать «картинку» для этого же альбома. В ее альбоме находятся тринадцать его акварелей и два рисунка, среди них вклеенная в альбом «картинка» с датой «1829 года» на обороте, по-видимому, присланная в исполнение обещания.
   Для Лермонтова Мария Михайловна была не просто доброй родственницей. Получив лучшее по тем временам образование, доступное русской женщине, она благотворно влияла на его развитие. В петербургском университете для благородных девиц большая роль в воспитании и образовании молодых девушек была отведена поэзии, поощрялись и собственные опыты стихотворства.

https://i.yapx.ru/WJLQWp.jpg

А.О. Смирнова-Россет
П.Ф. Соколов, 1834 – 1835 годы
Картон, акварель
© Всероссийский музей А.С.Пушкина

Этот интерес к искусству, к поэзии, к театру был сохранен ею и в зрелые годы. Одно из подтверждений тому – подписка на сочинения Пушкина, характеризующая ее вкусы.
   Вероятно, из института благородных девиц Марию Акимовну забрали до срока.
   За всю историю Екатерининского института лучшим выпускникам было вручено 270 наград высшей степени отличия, один золотой браслет с вензелем императрицы. Наградами II степени отличия были золотые и серебряные медали «За успехи в науках благородным девицам» с надписями на реверсе: «Посети виноград сей. За отличие».
   Наиболее известными выпускницами Екатерининского института были София Панина, прославившаяся как основательница Народного дома в Санкт-Петербург, а также Александра Смирнова-Россет. Александра Осиповна, будучи круглой сиротой, до замужества была фрейлиной императриц. Вся ее молодость прошла при дворе, где она пользовалась большой симпатией императорской семьи. М.Ю. Лермонтов познакомился с ней в конце 1838 года в салоне Карамзиных, стал бывать в ее доме. Отразилось это знакомство и на его творчестве. А.О. Смирнова считается прототипом Минской в незаконченной повести Лермонтова «Штосс». В 1840 году он посвятил Александре Осиповне стихотворение, об истории создания которого она рассказывала:

Софи Карамзина мне раз сказала, что Лермонтов был обижен тем, что я ничего ему не сказала об его стихах. Альбом всегда лежал на маленьком столике в моем салоне. Он пришел как-то утром, не застал меня, поднялся наверх, открыл альбом и написал эти стихи.

Последние строки этого стихотворения стал крылатыми.

В простосердечии невежды
Короче знать вас я желал,
Но эти сладкие надежды
Теперь я вовсе потерял.
Без вас – хочу сказать вам много,
При вас – я слушать вас хочу:
Но молча вы глядите строго
И я, в смущении, молчу!
Что делать? – речью безыскусной
Ваш ум занять мне не дано…
Все это было бы смешно,
Когда бы не было так грустно…

А.О. Смирновой. 1840

После установления в стране советской власти Екатерининский институт был закрыт. Во время Великой Отечественной войны в здании, которое было построено для его размещения на набережной Фонтанки, оборудовали госпиталь, а в послевоенные годы оно было передано в ведение Российской Национальной Библиотеки.
   В 2001 году Постановлением Правительства Российской Федерации № 527 здание и сад бывшего Екатерининского института были включены в перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, находящихся в Санкт-Петербурге.

материал из музея- заповедника "Тарханы"

Категория: Любознательным | Добавил: alarch (13.06.2023)
Просмотров: 187 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]