Главная » Статьи » Любознательным

Поэзия М. Ю. Лермонтова как источник вдохновения композиторов

Для многих поколений людей, которые любят русскую литературу, биография  М. Ю. Лермонтова представляет интерес.  Некоторые ее  аспекты до сегодняшнего дня являются неизвестными. Большинство событий  жизни М. Ю. Лермонтова, чаще всего, освещено неоднозначно, во многих вариантах это может запутать интересующегося его биографией человека. Стоит отметить, что в рамках школьной программы жизнь М. Ю. Лермонтова изучается очень поверхностно и кратко. История жизни писателя описывается в строгом временном порядке, не имея  каких – либо  отступлений. Его творчество внесло неоценимый вклад  в будущее русской культуры. Произведения М. Ю. Лермонтова знакомы нам со школьной скамьи. Он очень тонко передает культуру того времени. Каждое его произведение наполнено какой – то тонкой чувственной мыслью. Читая его произведения, хочется переместиться в то время, прожить рядом с героями его стихотворений.

Исследованием жизни М. Ю. Лермонтова занимались такие ученые, как Л.М. Аринштейн, В. Г. Белинский, В. Э. Вацуро, Г. В. Воловой, Э. Г. Герштейн, Л. Гинзбург, С.А. Леонов, Д.Е. Максимов, Б. В. Нейман, В.С. Соловьев, С.В. Шувалов, А.В. Федоров.

Актуальность нашего исследования заключается в том, чтобы изучить творчество М. Ю. Лермонтова как источник вдохновения. Обычно, читая какое – то творческое произведение, человек  начинает испытывать целую гамму чувств, которые он может потом трансформировать в какую – то деятельность. На многих известных нам композиторов, писателей, творчество М. Ю. Лермонтова оказало неизгладимое, воодушевляющее впечатление. После порыва вдохновения при чтении его стихотворений они ощущали такой колоссальный прилив творческой энергии, который они проецировали в своих произведениях.

Первым  музыкальным произведением на стихотворения Лермонтова являются «Горные вершины», которые созданы в 1839 году родоначальником русского романса Николаем Титовым.

Стоит отметить, что Лермонтов был осведомлен о том, что его стихотворения были переложены на язык музыки. Так как он жил в Петербурге в феврале 1841 года, возможно, он прочитал в журнале «Северная пчела» (1841, 20 февраля, №40) следующее объявление: «В музыкальном магазине Одеона поступила в продажу только что отпечатанная  певческая пьеса «Молитва» на слова Лермонтова; музыка сочинена нашим даровитым композитором Ф. М. Толстым». В то же время  при жизни Лермонтова, его стихотворения уже  стали объектом домашних музыкальных выступлений. Одно из подтверждений данного факта можно найти в письме Николая  Елагина, который являлся участником московского кружка Елагиных – Киреевских. 18 августа 1840 года Николай Елагин написал: «Читали ли вы в «Отечественных записках» стихи Лермонтова, перевод из Гёте? Стихи эти очень понравились Москве… Я сочинил музыку на эти стихи, и они поются у нас в Люблино с утра до вечера» (В данном случае говорится о стихотворении «Горные вершины»).

В 1840 году появились нотные произведения четырех «Молитва» ( «В минуту жизни трудную…») Гурилева,  Николая  Титова , Феофила Толстого и Александра Скарятина.  Оставшися «Молитвы»  были опубликованы чуть позже: Даргомыжского (1844), Глинка (1855), Петра П. Булахова (1856), Софьи Зыбиной  (1856), Кушелева – Безбородко (1865).

Необходимо заострить внимание на истории обращения М.И. Глинки к стихотворениям М. Ю. Лермонтова. В 1847 гоу, совсем не подумав о творчестве нашего прекрасного поэта,  о творчестве Лермонтова, он записал в своем смоленском дневнике 28 сентября: «… оставшись один в сумерки, я почувствовал такую глубокую тоску, что, рыдая, молился умственно и выимпровизировал Молитву без слез для фортепьяно…».

Через некоторое время М. И. Глинка решил добавить текст к своей «Молитве» и его выбор пал на стихотворениях Лермонтова. Он был счастлив, когда понял, что данные стихотворения отлично подходят к его музыке и вообще к музыкальным произведениям как нельзя лучше».

19 января 1855 года М. И. Глинка написал Н. В. Кукольнику: «Инструментую теперь «Молитву», написанную мною для фортепьяно без слов – к этой молитве удивительно подходят слова Лермонтова: «В минуту жизни трудную».  Так можно увидеть из достаточно более позднего письма, М. И. Глинка решил передать «Молитву», имея в виду будущий  концертный дебют своей ученицы Д. М. Леоновой: он создал партитуру для контральто и оркестра, прибавив хор – «для усиления эффекта и отдохновения главного голоса» ( из письма К.А. Булгакову от 23 июня 1855года). Так и получилось, что в окончательном виде романс «Молитва»,

Пот мысля автора, стал не простым объединением давно написанной фортепианной пьесы без слов с лермонтовским текстом, а также получить новейшее, достаточно глубокое и полное звучание. С этих трех романов начинается жизнь лермонтовской поэзии в музыке.

Музыка России, Начиная сот М.И. Глинки до сегодняшнего дня, всегда имела свое развитие в тесной связи с поэзией, а также под ее глубочайшим влиянием. Некоторые поэты заняли в ней большое место, некоторые меньшее, это явление естественно. Начальное слово, бесспорно, необходимо отдать А. С. Пушкину – и по глубине его влияния, и по объему текстов, которые были положены на музыку.

Прямо за ним следует М. Ю. Лермонтов, уступая по количеству произведений, но не множеству музыкальных отсылок к одному и тому же стихотворению.

Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Сосна» ( «На севере диком») было положено на музыку около ста раз. В трагическом романсе А. С. Даргамыжского, который был лично знаком с М. Ю. Лермонтовым.  «И скучно и грустно» с поразительной поэтичностью выявлена схожесть между словом и музыкой. Речевой характер романса замечательно подчеркивает особенность поэтической речи М. Ю. Лермонтова.

Более 20 вокальных произведений на стихотворение « Выхожу один я на дорогу». Неудивительно то, что музыкантов привлекали эти стихотворения: в самой их поэтической интонации, в стихотворениях М. Ю. Лермонтова заложена активная песенная основа. Именно о данных стихотворениях Н.П. Огарев, который сам сочинил некоторое количество романсов на стихотворения М. Ю. Лермонтова, написал: «Они так изящно выражены, что их можно не только читать, их можно петь, - да еще на совсем своеобразный лад». Необходимо отметить другое: только одна из данных композиций устойчиво сохранились в памяти знатоков музыки – это романс, в настоящее время мало кому известной Елизаветы Сергеевны Шашиной, которая являлась композитором, опубликовала ее в 1861 году.

Сам П. И. Чайковский только два раза прикоснулся к стихотворениям М.Ю. Лермонтова. Он положил популярный  среди композиторов «Утес» в новаторскую для того поколения пьесу для смешанного хора  в  cappeliaи создал романс «Любовь мертвеца». Данный романс был наполнен драмой, текстовка нелегко далась П.И. Чайковскому, который отлично понимал, какие трудности скрывает в себе стихотворение М. Ю. Лермонтова, насколько глубока лирика и насколько сложно и трудно ее правильно воплотить в музыке. Мысли такого характера были отражены в письмах П. И. Чайковского. «Вы совершенно правы, - писал П. И. Чайковский Н. Ф. фон Мекк в 1878 году во время своей работы над романсом «Любовь мертвеца», - «говоря, что текст до того силен, что вряд ли музыка может достигнуть  этой «высоты, но я все – таки дерзнул…»

Также интересной является музыкальная судьба одного из последних произведений Лермонтова – «Нет, не тебя так сильно я люблю». Данная завораживающая любовная исповедь смогла привлечь внимание еще большего числа композиторов. Зарегистрировано более 80 музыкальных произведений, причем 18 из них принадлежат советским авторам. Среди этих авторов можно увидеть имена весомых композиторов. Но настоящую популярность приобрело только одно из большего числа стихотворений, который написан в 1885 году. Не достаточно полный  по смыслу, но простой, чистый, изящный, который открывает простор перед исполнителем, он до сегодняшнего времени вызывает неизменные симпатии слушателей.

Строки М. Ю. Лермонтова положили на свои мелодии А. Г. Рубинштейн (вокальный квартет, 1849) и В. И. Ребиков (женский хор, 1899).  Не считая других вариантов, можно выделить и других композиторов  (например, с музыкой Ф. Г. Голицина). В 1938 году свой вариант  музыки создал  композитор Г. В. Свиридов.

Одной из лучших интерпретаций  стихотворения «Парус» является композиция Зары Александровны Лезиной (1906 – 1976). Данное произведение было  написано композитором  в 1940 г.  К произведению  «Когда волнуется желтеющая нива» проявляли интерес  двадцать два композитора (среди  них Н. Римский - Корсаков  и М. Балакирев)

Количество интерпретаций стихотворений М. Ю. Лермонтова в музыке неисчерпаемо. На его стихотворения написано более двух с половиной тысяч музыкальных произведений. Творчество М. Ю. Лермонтова наполнено духовной чистотой, искренностью, и этим обусловлена глубокая сложность для написания и исполнения музыки на его стихи. Подводя итоги, необходимо отметить, что творчество М. Ю. Лермонтова являлось  источником  вдохновения для многих композиторов, чьи замечательные произведения еще больше прославили творения М. Ю. Лермонтова.

 Сборник "М. Ю .Лермонтов  в истории, культуре и образовании"

Автор А. Н. Скрипкина, А. А. Сухарева,     (рук. А. Н. Качанова) г. Липецк

Категория: Любознательным | Добавил: alarch (20.07.2020)
Просмотров: 480 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]