Главная » Статьи » Любознательным

Патриотическое воспитание

РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ В НЕПРЕРЫВНОМ ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ 

На протяжении всей истории России можно проследить присущий населению нашей страны дух патриотизма, который поднимал народ на защиту и укрепление своего отечества в трудные для него годы. В патриотическом воспитании всегда была ориентация на чувство гордости за свое Отечество, на коллективизм, на товарищескую солидарность и на признание общественных интересов выше личностных. Враги России не жалеют сил и средств, чтобы вытравить из сознания россиян патриотические чувства. В конце марта 2021 г. советник министра обороны России Андрей Ильницкий в интервью журналу «Арсенал Отечества» рассказал о новом типе 34 информационных войн. Он объяснил: «Если в классических войнах целью является уничтожение живой силы противника, …то целью новой войны является уничтожение самосознания, изменение ментальной – цивилизационной – основы общества противника» [5]. А. Ильницкий назвал этот тип войны ментальным. Он отметил, что результаты такого типа войн проявляются не сразу, а, например, через целое поколение людей. Здесь слово «ментальность (от лат. mens, mentis) – означает ум, разум». Следовательно, ментальные войны призваны уничтожить у человека осознание себя как гражданина своей страны, его любовь к своей Отчизне. Необъявленная информационно-гибридная ментальная война, осуществляемая враждебными России средствами массовой информации, направлена на формирование колонны предателей своей Родины, своей отчизны. Поэтому, перед государством и системой образования вновь возникает проблема воспитание патриота, как человека, любящего свою Родину, свое Отечество и свой народ в новых условиях. Новые условия характеризуются тем, что уже 30 лет отсутствует Союз советских социалистических республик, а Россия как его преемница подвергается идеологическому воздействию со стороны прозападных спецслужб, пытающихся подменить понятие патриотизма на национализм или расизм. Актуальность исследования связана с тем, что на первый план в непрерывном патриотическом воспитании человека выходит региональный компонент. Огромное воздействие через систему Интернет на умы детского и взрослого населения России заставляет их покидать место своего рождения и свой регион проживания в поисках лучшей жизни, тем самым как-бы ослабляется их любовь к своему Отечеству. На сайте администрации Липецкой области указано, что Липецкая область занимает площадь в 24 тысячи квадратных километров в южной части Центрального федерального округа с населением 1163,3 тысяч человек (по данным 2009 года, то есть двенадцатилетней давности). Обращает на себя внимание, что в 1959 году, а именно через пять лет после официального образования области, в ней проживало 1159,0 тысяч человек, потом был рост населения и в 1989 г. в области насчитывалось 1230,2 тысячи человек. Конечно, снижение демографических показателей 66,9 тысяч человек нельзя объяснить только естественной природой старения и убылью населения. К.А. Доронина, проанализировав материалы по Москве, Московской области, Санкт-Петербургу и Ленинградской области института демографии Национального исследовательского университета Высшей школы экономики, сделала вывод, что одним из источников «роста населения столичных мегаполисов России в период между переписями 1989 и 2010 гг.» [2, с.131] является миграция. Она выделила две группы населения. «Закрытое население (гипотетическое население, в котором отсутствует миграция) – это та часть исходного населения, которая дожила до следующей переписи, и дети, рожденные исходным населением в межпереписной период. Мигранты – люди, не жившие на рассматриваемых территориях до 1989 г., прибывшие сюда в 35 течение межпереписного периода и оставшиеся жить в регионе» [2, с.132]. Следует отметить, что миграция бывает иностранной и внутрироссийской (межрегиональной). Основной миграционный поток (80-90 %) в Москву в 2000 г. составляла межрегиональная миграция. В 2013 г. Минэкономразвития России разработал долгосрочный прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 г. В этом документе впервые официально включались достаточно подробные региональные показатели. В 2017 г. был составлен проект прогноза социально экономического развития России на период до 2035 г., но подробных региональных показателей он уже не содержит. Ранее составленный прогноз на период до 2020 г. трудно назвать удачным. «Реальное развитие, в том числе и под влиянием форс-мажорных обстоятельств 2014-2015 гг. … – существенное падение реальных доходов населения и инвестиций в подавляющем большинстве регионов, что усугубило диспропорции пространственного развития» [4, с.132]. Таким образом, регионам и администрации областей следует обратить внимание на миграцию своего населения в другие регионы и разработать меры, призванные усилить привлекательность своего региона. Поэтому перед образовательными учреждениями региона стоит важнейшая задача патриотического воспитания не только в школе и вузе, но и на протяжении всей жизни. Воспитание патриота – одна из важнейших задач российского образования. Работу по воспитанию патриотических чувств необходимо начинать с самого раннего детства ребенка вместе с его родителями. Региональный компонент, связанный с М.Ю. Лермонтовым, в патриотическом воспитании. Патриотическое воспитание подразумевает знание истории и культуры своего народа, а также уважение и гордость за своих соотечественников, живших и оставивших значительный след на родной земле. На сайте администрации Липецкой области приводятся очень интересные данные о достопримечательностях 18 районов и 8 городов, среди которых имеются историко-архитектурные памятники, храмы, усадебно-парковые ансамбли, а также дома-музеи знаменитых россиян, чьи судьбы были связаны с этой областью. Расположение области – очень удачное в центре ВосточноЕвропейской равнины, на стыке восточной части Среднерусской возвышенности и Окско-Донской равнины. Одним из таких памятных мест Липецкой области является Кропотово, в котором бывал великий русский поэт Михаил Юрьевич Лермонтов (1814-1841). «Отец поэта, Юрий Петрович Лермонтов (1787-1831) переехал в Кропотово в 1811 году, когда по болезни уволился со службы в чине капитана. В Кропотово жили его мать – Анна Васильевна и четыре сестры» [1, с. 6]. В стихотворении «Родина» поэт признавался в любви к своей отчизне: Люблю отчизну я, но странною любовью! Не победит ее рассудок мой. … Но я люблю – за что, не знаю сам – Ее степей холодное молчанье, 36 Ее лесов безбрежных колыханье, Разливы рек ее, подобные морям [3, с. 94]. Мне кажется, вот такую, «безрассудную» любовь к своим родным местам должен испытывать подлинный патриот. Михаил Юрьевич любил своего отца, хотя виделся с ним нечасто и страдал от этого. Об этом свидетельствуют следующие строки поэта: «Ужасная судьба отца и сына Жить розно и в разлуке умереть, И жребий чуждого изгнанника иметь На родине с названьем гражданина!» [3, с. 265]. Барский дом в Кропотово не сохранился. «Из желания сохранить в памяти потомков место, где стоял дом Юрия Петровича Лермонтова, возник памятный знак» [1, с. 13]. Воспитание патриотизма происходит не только словами, но и действием. «Местные жители села Лукьяновка нашли камень, студенты … педагогического университета г. Липецка сделали эскиз мемориальной доски, липецкая школа № 41, носящая имя М.Ю. Лермонтова, нашла завод, где согласились сделать отливку. Рабочие завода отлили доску, не взяв за работу ни копейки» [1, с. 13]. Первоначальное место захоронения отца М.Ю. Лермонтова было на погосте села Шипово, что находится в шести километрах от Кропотова. Там же, по-видимому, находились и могилы бабушки Анны Васильевны и теток поэта. Имеются и другие памятные места Липецкой области, не упомянутые на сайте администрации. В школьную программу входит произведение М.Ю. Лермонтова «Бородино». Этот гимн мужеству русскому воинству нашел бы достойное воплощение, если посещать места Липецкой области, в которых какое-то время проживали участники войны 1812 г. князь Илларион Васильевич Васильчиков и граф Федор Васильевич Ростопчин. Заключение. Патриотическое воспитание молодежи надо начинать с самого раннего детства, когда дети вместе с их родителями посещают памятные места своего региона, испытывая эмоциональное потрясение от красот родной природы. Составной частью патриотического воспитания является воспитание нравственных качеств человека, уважение к культуре своего народа и культуре других национальностей, ответственность за жизнь своих детей и забота о своих родителях. Воспитание осознанного отношения к своей Родине, к ее истории на примерах восстановления исторических памятников своего региона позволяет сформировать деятельностное отношение к построению собственной жизненной траектории. Предложения к заседанию Круглого стола «Наследие М.Ю. Лермонтова как часть региональной культуры Липецкого края» В свете послания президента России В.В. Путина развитию регионального туризма планируется уделять большое внимание, чтобы дети и их родители знакомились с жизнью замечательных людей своего края, с 37 местами, где они проживали. Президент России поставил вопрос о создании туристической инфраструктуры, о необходимости готовить проекты и помогать регионам строи новые туристические объекты. В селе Лукьяновка Становлянского района Липецкой области имеет смысл восстанавливать не один дом, в котором проживал отец поэта вместе со соей матерью Анной Васильевной и четырьмя сестрами и где бывал М.Ю. Лермонтов. Надо создавать туристический комплекс, подобный тому, что создан в Пятигорске. Там в лермонтовском дворике находится не только дом, в котором жил поэт вместе со своим другом Алексеем Столыпиным (Монго), но и дом Верзилиных, имеются конюшня и хозяйственные постройки. А в самом городе существуют гостиницы, отели и хостелы, где могут останавливаться туристы. Для создания туристического комплекса «Кропотово–Лукьяновка» руководству села, района и области желательно произвести межевание участка в Кропотово под усадьбу и постройки, найти спонсоров, которые помогли бы восстановить усадьбу в Кропотово, а взамен бы спонсоры получили бы в аренду землю на длительный срок. Спонсоры могли бы построить культурно развлекательный туристический центр с гостиницей в низине около реки. Там могла быть рыбалка, велодорожки и другие технико-спортивные сооружения, а проживающие посещали бы усадьбу Лермонтовых в Кропотово и знакомились с жизнью семьи Лермонтовых и творчеством поэта. Кстати, работа по созданию, обслуживанию и снабжению продуктами питания и сувенирами такого центра создадут дополнительные рабочие места для жителей близлежащих мест. Желательно действовать параллельно с Липецким краеведческим музеем. В настоящее время семье М.Ю. Лермонтова посвящена одна витрина на 2-ом этаже. В ней находятся два небольших овальных портрета: отца и деда поэта и копии двух документов о приобретении и разделе усадьбы Кропотово. Необходимо расширить экспозицию, посвященную проживанию семьи М.Ю. Лермонтова на липецкой земле. В настоящее время там есть место: освободились витрины в коридоре второго этажа, которые ранее были посвящены пенитенциарной системе тюремного заключения Липецкой области. Тогда, проводя экскурсию со школьниками в Липецком краеведческом музее, можно было бы везти их в Кропотово. Можно было бы создать студенческие строительные отряды, работающие на восстановление усадьбы. Кроме этого желательно создать фильм о Кропотове, поместить его на сайте московского Лермонтовского общества. Можно было бы создать специальный Фонд по сбору средств на восстановление усадьбы Лермонтовых в Кропотово. Для различных предложения и обобщения опыта восстановления старинных усадьб можно привлечь учащихся школы имени М.Ю. Лермонтова из Лукьяновки и студентов липецких вузов, а также региональные средства массовой информации. 38 Имеются положительные примеры по восстановлению старинных усадьб. Например, усадьба Набоковых «Рождествено» и Дом-музей И.П. Пожалостина в Солотче Рязанской области. В 1995 г. усадьба Набоковых «Рождествено» пострадала в результате пожара. Восстановление велось под руководством директора музея и архитектора А.А. Сёмочкина. В 2002 г. уже была открыта экспозиция, повествующая об истории жителях усадьбы. Дом в Солотче был возведен в 1880 г. по личному проекту художника И.П. Пожалостина. Во второй половине XX в. дом трижды горел, но в 1992 г. был восстановлен. Конечно, имеются и отрицательные примеры с невосстановленными старинными усадьбами. Это усадьба Потаповых «Семидубравье» в Воронежской области и усадьба М.М. Пришвина под Ельцом в Липецкой области. Таким образом, для восстановления усадьбы в Кропотово должны быть реальные действия руководства Липецкой области и депутатов местных и государственных органов власти, материальное обеспечение из Центра (гранты и т.п.). Необходимо активное вовлечение молодежи в преобразование родного края, строительство современных дорог, создание необходимой инфраструктуры, чтобы будущий культурный центр в Кропотово стал притягательным для жителей России, а возможно и зарубежных стран.

ЛИТЕРАТУРА 1. Бербаш Т.И Лермонтов и Липецкий край. – Липецк: Веда социум, 2014. – 148 с. 2. Доронина К.А. Миграция как источник роста населения столичных мегаполисов России в период между переписями 1989 и 2010 гг. (с. 131-141) // Проблемы прогнозирования, № 1 (172), 2019. М.: МАИК «Наука/Интерпериодика», 2019. – 160 с. 3. Лермонтов М.Ю. Собрание сочинений в четырех томах. Т. 1 / Вступ. Статья и комм. Г.П. Макогоненко. – М.: Правда, 1986. – 384 с. 4. Михеева Н.Н. Долгосрочные прогнозы регионального развития: анализ результатов и проблемы разработки (с. 24-38) // Проблемы прогнозирования, № 5 (170), 2018. – М.: МАИК «Наука/Интерпериодика», 2018. – 168 с. 5. Рамблер/новости. Журнал «Арсенал Отечества»: последние новости 2021 / [Электронный ресурс]. – URL: http://news.rambler.ru/army/46076873/media/zhurnal–

Кленина Людмила Ивановна доктор педагогических наук, доцент, профессор, Национальный исследовательский университет «Московский энергетический институт» Москва (Россия)

Категория: Любознательным | Добавил: alarch (22.07.2022)
Просмотров: 180 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]