Версия для слабовидящих
Главная » Статьи » Любознательным

об одиночестве и безответной любви в лирике Лермонтова

«Один я здесь… С страданьем в сердце стеснены…»

Личность Михаила Лермонтова таит в себе многие загадки, разгадывать которые пытаются исследователи его жизни и творчества на протяжении более полувека. Не случайно возникла, особенно в последнее время, тема исследования – психологический портрет поэта.

Лермонтова нередко называют поэтом одиночества. Ведь это мотив, как указано в Лермонтовской энциклопедии, «пронизывающий почти все его творчество и выражающий умонастроение поэта. … Ни у кого из русских поэтов, этот мотив не вырастал в такой всеобъемлющий образ, как у Лермонтова [1, с. 294]. Каковы источники этого лермонтовского чувства одиночества, грусти, страданий? Можно полагать, что, во-первых, это особенность его рано сформировавшегося характера; во-вторых, его неприятие (как и многих героев его произведений) существующего миропорядка, сопровождающего наличие зла, вражды, насилия на Земле. Есть и третья причина: с юных лет Мишель Лермонтов пытается найти покой свое страждущей душе в любви, что могло бы примирить его с окружающим миром. Вот и его Демон мечтает об этом же. Но первые поиски душевного тепла и радостей от взаимного чувства остаются лишь мечтой одинокого любящего сердца.

Любовная тема занимает в сочинениях Лермонтова немалое место: в лирике, многих поэмах, драмах и прозе. В принципе любовные мотивы характерны для любого писателя и поэта. Но у Лермонтова она окрашена таким проникновенным откровением, такой силой и насыщенностью испытываемых чувств, как редко у кого. Так В.С. Соловьев назвал эту особенность поэта «страшной силой личного чувства» [2, с. 520].

Жизнь Лермонтова не баловала ответными привязанностями женщин, которых он любил, особенно в юношеском возрасте. Он, 16-летний, писал в 1830 году:

Никто, никто, никто не усладил

В изгнаньи сем тоски мятежной!

Любить? – три раза я любил,

Любил три раза безнадежно [Т.1, с.198].

Трудно решил, включил ли поэт в эти три раза случай, который с ним был на Кавказе еще во время поездки с бабушкой Е.А. Арсеньевой к родственникам Хастатовым для лечения. Мишель вспоминал об этом: «Кто мне поверит, что я знал уже любовь 10 лет от роду». Далее он пишет о чувствах к девочке 9 лет «…даже не зная, кто она и как ее зовут»: «это была страсть, сильная, хотя ребяческая: это была истинная любовь; с тех пор я еще не любил так … белокурые волосы, голубые глаза, быстрые, непринужденность – нет, с тех пор я ничего подобного не видал, или мне это кажется, потому, что я никого так любил, как в тот раз» (Записка 1830 года, 8 июля, ночь)[4, с.73].

Пока лермонтоведам не удалось точно установить имя этой девочки, но есть предположения ряда авторов-исследователей биографии поэта. Например, Ю.А. Беличенко полагает [5, с. 222 - 223], что этой девочкой является Эмилия Александровна Клингенберг (в замужестве Шан-Гирей (1815 – 1891), падчерица генерала П.С. Верзилина.

Как объяснить, и можно ли, столь раннее проявление любовной срасти у подростка Лермонтова? Возможно, это отклик ранней потери матери и ранней утраты материнской ласки и ранней утраты материнской ласки, нежности, любви? Ведь ребенком в возрасте 2,5 лет Миша был лишен родной матери, что естественно, сказалось на его психологии и характере в целом. В формировании этих качеств огромное значение имеют соприкосновения матери и ее ребенка: любовь, забота, теплота, охрана. Все это закладывается с детства: положительные эмоции, уверенность в себе, ощущение своей индивидуальности и необходимости в жизни.

Бабушка, конечно, любила внука, но по-своему. Она баловала его, ублажала его капризы, потакала им, окружала няньками, словом, любовь бабушки выражалась в материальном обеспечении. Так Е.А. Арсеньева понимала воспитание единственного любимого наследника. Но для него этого было мало, нужна была душевная привязанность, нежность, теплота прикосновений, дружеское отношение и взаимопонимание. Очень доказательно объяснил взаимоотношения бабушки и внука П.А. Фролов в исследовании семейной трагедии Лермонтовых [7].

Разгадывать поведение и поступки Лермонтова в отношениях с женщинами – дело непростое. По гороскопу его знак «Весы». Для «Весов» характерна смена настроений, порой неожиданно на противоположное. И это свойство прочитывается в его произведениях. В одном из ранних стихотворений «К друзьям» (1829), он делится с читателем:

Я рожден с душою пылкой,

Я люблю с друзьями быть, …

Я не склонен к славе громкой,

Сердце греет лишь любовь;

Лиры звук дрожащий, звонкий

Мне волнует также кровь.

Но нередко средь веселья

Дух мой страждет и грустит, …

Дума на сердце лежит [Т 1, с.15].

Уже в этом стихотворении автор открывает черты своего характера: «пылкость души», его «греет лишь любовь» и лира; как неожиданно может измениться его настроение. Он – творец, поэтому всяческое событие откликается, размышлением над его сутью, а затем воплощением вывода в сочинении.

«Пылкая душа» поэта ярко отражена в его чувствах любви к женщинам. В статье не стоит задача персонализации любовных сочинений Лермонтова. Известно, что существуют циклы стихов, посвященных Е. Сушковой, Н. Ивановой, В Лопухиной, А. Столыпиной и … добавлю к сводной сестре. Может быть и к другим адресатам. В их распределении нет пока четкости по сей день. Цель статьи показать место чувству любви в творчестве поэта и его значение для него, а также отголосок неразделенного чувства.

Читать Лермонтова, невозможно не восторгаясь строками о любви и не сопереживая об утрате взаимности со стороны тех, кому отнесены стихи. Вот образцы таких строк 1831 -го года, июня 11 дня:

… И с тоской

Я вижу, что любить, как я, порок

И вижу, я слабей любить не мог.

* * *

… Я не могу любовь определить,

Но это страсть сильнейшая! – любить

Необходимость мне; и я любил

Всем напряжением душевных сил.…

* * *

И отучить не мог меня обман;

Пустое сердце ныло без страстей,

И в глубине моих сердечных ран

Жила любовь, богиня юных дней [Т.1, C. 289 - 290];

Как высоко поэт определяет любовь: «богиня юных дней», а также называет ее мечтой, надеждой на счастье:

Ответа на любовь мою

Напрасно жаждал я душою,

И если о любви пою –

Она была моей мечтою [Т.1, с. 169]

Пусть в этом имени хранится,

Быть может, целый мир любви …

Но мне ль надеждами делиться?

Надежды …О! Они мои,

Мои – они святое царство

Души задумчивой моей … [Т.2, с.19]

А вот характеристика глубокого чувства, которое невозможно заглушить раздумьями «К себе» (1831):

                  Как я хотел себя уверить,

                  Что не люблю ее, хотел

Неизмеримое измерить,

Любви безбрежной дать предел.

Ее могущество опять

Мне доказало, что влеченье

Души нельзя нам побеждать; … [Т.1, с.359]

Немало в лирике подобных стихов и крупных вещей, в которых слова о любви звучат как гимн этому чувству. Каким красочным, проникновенным слогом объясняется в любви Тамаре Демон!

Вполне закономерно, что любовь лермонтовской «пылкой души», оказываясь безответной, откликается глубокими страданиями. Об этом мы читаем во множестве лирических стихотворений Лермонтова. Несколько примеров из них, 1829 «К *»:

Не привлекай меня красой!

Мой дух погас и состарился.

Ах! Много лет как взгляд другой

В уме моем запечатлелся! …

Я для него забыл весь мир …

Но я теперь как нищий сир,

Брожу один, как отчужденный! [Т.1, с. 37].

Одно стихотворение так и называется «Одиночество» (1930)

Как страшно жизни сей оковы

Нам в одиночестве влачить:

Делить веселье все готовы –

Никто не хочет грусть делить.

Один я здесь, как царь воздушный,

Страданья в сердце стеснены, … [Т.1., с. 154].

Та же мысль об одиночестве в стихотворении, названном начальной строкой (1830).

Как в ночь звезды падучей пламень,

Не нужен в мире я; …

И, все мечты отвергнув, снова

Остался я один,

Как замка мрачного, пустого

         Ничтожный властелин [Т.1, с. 124].

Особой лермонтовской силой страдания потрясает «Ночь» (1831):

… Мне скушно,

Мне тяжко бденье, страшный сон;

Я не хочу, чтоб сновиденье

Явило мне ее черты; …

Я в силах перенесть мученье

Глубоких дум, сердечных ран,

Все, - только не ее обман.

Как я забыт, как одинок.

Шуми, шуми же ветер ночи, …

И освежи мне грудь и очи.

В груди огонь, слеза в очах,

Давно без пищи этот пламень,

И слезы падают на камень [Т.1, с. 357 - 58].

         Страдания, горечь от измены любимых полны желанием Лермонтова скорейшей смерти, ухода от невыносимого одиночества. Например «Я счастлив…» (1830):

Я счастлив: тайный яд в моей крови,

Жестокая болезнь мне смертью угрожает!

Дай бог, чтоб так случилось! Ни любви,

Ни мук умерший уж не знает … [Т.1, с.115].

Эта же тема в стихотворении «Арфа» (1831):

Когда зеленый дерн мой скроет прах,

Когда, простясь с недолгим бытием,

Я буду только звук в твоих устах,

Лишь тень в воображении твоем;

Затем, что тот, кто пел твою любовь,

Уж будет спать, чтоб не проснуться вновь [Т.1, с.248].

         Вместе с тем, автор-страдалец готов простить изменницу, дай ему только шанс на надежду возврата чувств («К Д.», 1930).

О, скажи мне хоть слово одно,

Чтоб душа в этом слове сыскала,

Что хотелось ей слышать давно;

Если искра надежды хранится

В моей сердце – она оживет … [Т.1, с.84].

Удивительное по самоанализу своего опустошительного состояния одиночества стихотворение «К *** («Дай руку мне …» (1831). Обращаясь к неустановленному лермонтоведении лицу, молодой поэт говорит о разочароании жизнью, в которой «любовь мое все сердце заполняла». И результат грустный:

… Не льстит мне вспоминанье дней минувших,

Я одинок над пропастью стою,

 Где все мое подавлено судьбою … [Т.1, с. 369].

Лермонтов сравнивает себя с оборванным листком от такого же одинокого куста, растущего, как и поэт, не по своей воле, и несущегося туда, куда гонит его судьба.

Как видно из приведенных фрагментов поэзии, мотив неразделенной любви, из-за чего страдания, тоска, одиночество преобладает в раннем творчестве Лермонтова (1829 – 1832 гг.). В более зрелом возрасте значительно меньше внимания уделено упадническому настроению Жизненный опыт поэта приводит к обобщению любовных переживаний, более аналитическому взгляду на любовные муки. Уже нет той порывистости, пылкости чувств: есть итог пережитых эмоций. Появляются стихотворения, подвергающие анализу пережитого. Об этом стихотворение «И скучно, и грустно» (1840):

Любить … Но кого же? … На время не стоит труда,

А вечно любить невозможно.

В себя ли заглянешь? – там прошлого нет и следа:

И радость, и муки, и все там ничтожно. … [Т.2, с.122].

В замечательном стихотворении «Валерик» (1840), те же мысли:

… Да вряд ли есть родство души.

Страницы прошлого читая,

 Их по порядку разбирая разуверяюсь я во всем …

Безумно ждать любви заочной?

В наш век все чувства лишь на срок; [Т.2, с. 159].

А в одном из последних сочинений. Шедевре русской поэзии, - «Выхожу один я на дорогу» (1841) Лермонтов так распорядился с концом своей жизни, если бы мог:

…. Я б хотел забыться и заснуть!

Но не тем холодным сном могилы …

Я б хотел навеки так заснуть,

Чтоб в груди дремали жизни силы,

Чтоб дыша, вздымалась тихо грудь;

Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея,

Про любовь мне сладкий голос пел … [Т.2, с. 205 - 206].

Как видим, поэт по-прежнему остается верен своим чувствам юности. Он хотел бы, чтобы и в загробной жизни его душу грел «сладкий голос», поющий о любви. Но он ушел из жизни так рано и так нелепо, не сыскав ни покоя, ни счастья в уединении двух любящих сердец. Но он знал Любовь. Он воспел ее в своей лирике с поразительной силой и красотой.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Беличенко, Ю.Н. Лета Лермонтова.  – М.: АО «Московские учебники и картография», 2001. – 352 с.
  2. Лермонтов, М.Ю. Полное собрание сочинений в 10 томах. Т.1 – М.: «Воскресенье», 2001. 503 с.
  3. Лермонтов, М.Ю. Полное собрание сочинений в 10 томах. Т.2 – М.: «Воскресенье», 2000. 404 с.
  4. Лермонтовская энциклопедия /гл. редактор В.А. Мануйлов. – М.: Советская энциклопедия, 1981. – 784 с.
  5. Фролов, П.А. Создание и крушение семьи Лермонтовых: взгляд из Тархан. – Пенза. Пензенский государственный университет, ГУМНИЦ, 2018. – 606 с.                                                                                                 Елена  Фадичева     (г. Москва, Россия)
Категория: Любознательным | Добавил: alarch (10.06.2021)
Просмотров: 379 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]