Главная » Статьи » Любознательным

О формировании изобразительных навыков М. Лермонтова

Творчество Михаила Юрьевича Лермонтова изучено не так глубоко, как наследие большинства классиков русской литературы.  Это во многом объясняется нехваткой сведений об отдельный периодах его очень короткой и трагически оборвавшейся жизни где датировки событий весьма расплывчаты, а сведения современников часто разноречивы. Кроме этого, неординарность самой личности великого писателя, многогранность и парадоксальность его таланта не способствуют однозначности оценок и очевидности выводов. 

Особенно мало исследовано живописное и графическое наследие поэта, что объясняется обозначенными выше сложностями изучения его жизни и творчества, а также обстоятельствами сложившихся цеховых научных традиций. Например, литературоведами картины и рисунки Лермонтова рассматриваются в основном как сопутствующий материал по отношению к его поэтическим произведениям и прозе. По схожей причине, но с противоположным акцентом интереса Лермонтов-художник мало изучен искусствоведами, поскольку не был полноправным участником художественного процесса, а его произведения создавались вне контекста развития профессионального изобразительного искусства.

Тем не менее, существуют исследования, посвящённые описанию рисунков и живописи Лермонтова, где рассматриваются общие вопросы атрибуции живописных и графических произведений поэта, а также отдельные стороны их содержания и формы. Одним из первых работу по системному описанию дошедших до нас произведений Лермонтова-художника предпринял Н. П. Пахомов [6]. Это исследование до сих пор остается главным по рассматриваемому вопросу, несмотря на то, что добавившиеся с той поры (1948 г.) материалы существенно расширили список изобразительного наследия Лермонтова.  Работу Пахомова продолжили И. Л. Андроников, Е. А. Ковалевская, А.Ф. Белявский, К.Н. Григорьян, Л.Н. Шаталова, А.В. Корнилова, Е.Н. Фадичева и ряд других авторов [1, 2, 3]. К настоящему времени известно свыше 400 произведений Лермонтова, выполненных маслом, акварелью, пером, карандашом или смешанными графическими материалами. Среди них 14 картин маслом, более 40 акварелей и свыше 300 рисунков, большинство из которых атрибутировано, но отдельные даты создания, за исключением датировок самого писателя, установлены весьма приблизительно. В то же время точность датировки принципиально важна поскольку одной из существенных характерных и ключевых особенностей произведений Лермонтова является их биографическая обусловленность. Отсюда вытекает содержательная связь конкретной картины или рисунка с контекстом жизненных событий и литературного творчества поэта. 

К главным проблемам изучения живописного и графического наследия Лермонтова можно отнести необходимость установления тесного родства его художества с литературным творчеством. А родство это несомненно есть и не может быть установлено и понято только на уровне внешнего содержания. Выявление глубинных основ, характеристик и связей художественного метода Лермонтова-писателя и Лермонтова-художника составляют одну из интересных и важных исследовательских задач в современном лермонтоведении. Для решения этой сверхзадачи конечно необходимо изучать по отдельности литературные и изобразительные произведения писателя, видовые особенности которых достаточно далеки друг от друга по материалу, форме и методам построения образа. 

В данной работе мы делаем попытку рассмотреть лишь некоторые особенности формирования и развития художественно-изобразительных навыков Лермонтова. При этом мы опираемся на образовательные условия, под которыми понимается вся совокупность взаимодействия обучающегося с окружающим миром, природой, культурой, людьми и самим собой в течение периода получения образования, который, как известно, у Лермонтова занял большую часть его жизни. Понятно, что при этом необходимо выделить из указанной совокупности отношений педагогически значимые стороны и моменты. В частности, моменты, определившие характерные стороны изобразительного творчества великого поэта, писателя и драматурга.

 Две особенности в организации художественного образования Лермонтова можно проследить на фактах его изобразительного творчества и биографии. Во-первых, это свободное развитие изобразительного дарования, без применения систематических методик обучения. Таких, например, как методики Академии художеств, где с раннего детства ученики занимались отработкой технических приемов, копируя классические образцы рисунка или эстампы. Во-вторых, частные уроки с профессиональными преподавателями, выпускниками

Академии художеств, под руководством которых осуществлялось постижение профессиональных основ рисунка и живописи, но не в интенсивной форме и не в такой строгой последовательности как в современных Лермонтову художественных учебных заведениях. Совмещение обучения в Благородном пансионе при Московском университете с частными уроками изобразительного искусства конечно не могло быть академически интенсивным. 

Отмеченные периоды развития изобразительных навыков Лермонтова способствовали формированию двойственности его художнического таланта, сочетающего черты любительства и профессионализма. Они хорошо прослеживаются в графике и особенно в живописи поэта. Здесь термины «любительство» и «профессионализм» используются не в оценочном, а в сущностном смысле. Рассмотрим боле подробно эти особенности, по-разному проявившиеся в различные периоды жизни Лермонтова.

Первый период может быть условно назван самостоятельным или наивным. Он связан с жизнью в Тарханах до 1827 года. В это время бабушкой поэта Е.А. Арсеньевой были созданы все условия для домашнего образования внука. Сохранились воспоминания современников, свидетельствующие о постоянном интересе маленького Лермонтова к рисованию и лепке. Например, С.А. Раевский вспоминает о натянутом на полу детской комнаты сукне, где мальчик ползая постоянно рисовал мелом, или А.П. Шан-Гирея о лепке из цветного воска фигурок и даже целых картин [6, с. 67]. Однако не имеется свидетельств о систематическом руководстве этой деятельностью со стороны профессионального художника или педагога. Свобода, в атмосфере которой развивались поражавшие современников художественные способности великого поэта содействовала сохранению трепетного, наивного подхода к изображению не отягощённого тенденциозными приемами. Единство разнообразия жизненных впечатлений и знаний при овладении основами различных предметов в совокупности с занятиями музыкой и свободным рисованием способствовали формированию целостного, многогранного художника. 

Развитие детской изобразительной деятельности Лермонтова, конечно, не проходило в полном культурном вакууме. В этом участвовали взрослые родственники и гувернеры, но о характере такого участия сегодня можно только догадываться. Мы знаем о детских играх в которые играл Лермонтов со сверстниками в Тарханах, о народных праздниках, яркое проведение которых обеспечивала бабушка, и почти ничего не знаем о процессе выполнения детских рисунков. Можно предположить, что в детских рисунках находили отражение игры, прогулки, праздничные гуляния, кулачные бои – все, что видел и переживал Лермонтов в детстве. Однако изобразительных свидетельств этого разнообразия жизненных впечатлений и образов мы не имеем. Рисунков этого периода сохранилось крайне мало. До нас дошла лишь одна детская акварель с собственноручно поставленной Лермонтовым точной датой. Это рисунок «На Горячих водах», сделанный в Горячеводске в 1825 году [5, с. 14]. Еще несколько работ по технике исполнения и уровню владения рисунком могут быть отнесены к юношескому периоду. Среди них «Отряд древних воинов» или «Древняя рать» и автоиллюстрация фронтиспис к поэме «Кавказский пленник», обе датируются

1828 годом [5, с. 21, 23]. Датировку композиции «Отряд древних воинов» Н.П. Пахомов предлагает заменить на более раннюю, поскольку к 1828 году изобразительное творчество Лермонтова уже отличалось наличием «несомненного мастерства» [4, с. 276]. К этому же циклу можно отнести и акварель 1829 года «Нападение» [5, с. 25].

Анализ этих работ показывает, что изобразительная деятельность Лермонтова год от года развивалась и совершенствовалась. Если в первой горячеводской акварели и в тематической композиции «Отряд древних воинов» подход к изображению предмета во многом наивен и схематичен, а пространственная цветовая среда и освещение передаются достаточно условно, то в «Кавказском пленнике» и особенно в «Нападении» мы видим попытку более сложной, и связной разработки указанных элементов изображения. Период 1828-1829 годов совпадает с началом обучения в Благородном пансионе и занятий с художником А.С. Солоницким. Поэтому с момента переезда в Москву (1827 г.)  даже самостоятельно выполненные работы Лермонтова нельзя рассматривать как лишенные прямых педагогических влияний. 

Возвращаясь к периоду жизни в Тарханах следует заметить, что и самая ранняя («На Горячих водах») из дошедших до нас работ Лермонтова при всей своей наивности говорит о вполне грамотном построении пространства пейзажа. Мы наблюдаем здесь ясное решение пространственных планов. Большое дерево слева, центральный холм с верстовым столбом и куст справа решены в плотном теплом цвете, что соответствует правилам тональной и цветовой перспективы при решении близких планов. Закономерности передачи пространства последовательно развиты и в среднем, и в дальнем планах изображения, которые по мере движения в глубину становятся холоднее и теряют контрастность. То же можно сказать и о рисуночных параметрах анализируемой акварели. Масштаб изображенных на ней фигур, деревьев и других элементов выдержаны и переданы достаточно убедительно. Если учесть, что это работа десятилетнего художника, то она говорит о сформированном у него представлении о плоскости картины как окне в трехмерное пространство, где предметы пропорционально «логично» уменьшаются, теряют свою насыщенность и контрастность с движением в глубину. 

Особенно интересен и разнообразен ритмический рисунок работы.  Расстановка вертикальных форм первого плана осуществлена с не повторяющими друг друга промежутками-паузами. Тесная группировка элементов изображения слева контрастирует с длинной паузой между верстовым столбом и мостиком или паромом справа. Монотонность вертикально стоящих деревьев и верстового столба в левой части рисунка усложняется не соответствующим гравитации наклоном спускающейся с холма женской фигуры с котомкой и посохом. Вертикальный ритм первого плана красиво оттенен горизонтальной змейкой уходящего вдаль правого берега, заросшего кустами и камышом. Разнообразен и убедителен рисунок гор вдали. В нем нет открытых повторов. Почти одинаковые по форме и размеру две скругленные горы справа решены в разном цвете, что говорит о тонком ритмическом чувстве автора акварели. Скорее всего, эта работа выполнена с натуры или по натурным впечатлениям, поскольку трудно предположить, что представления юного художника о изображенных объектах были так конкретны и разнообразны.

Работа интересна и в композиционном отношении, чему способствовал выбор мотива. Мы видим организованный композиционный центр, обозначенный группировкой верстового столба, женской фигуры и парусной лодки. Этот узел держит внимание зрителя и «заставляет» постоянно возвращаться к нему поскольку представлен объектами контрастными пейзажу по цвету и по смыслу. Этот смысловой и визуальный центр несколько смещен влево, что способствует усложнению динамики восприятия. От него как бы идут сигналы в различные участки изображения, связывая невидимыми нитями подобные по цвету, форме и смыслу элементы. Фигура идущей женщины рифмуется с фигуркой стоящего на плоту человека, цвет её красной кофты с цветом его брюк, цветом крыш зданий на среднем плане справа и цветом флажка на лодке. Все это связывает различные точки композиции, придавая ей единство, и говорит о хорошо развитом чувстве композиционного единства изображения присущем десятилетнему Лермонтову.

Существенной особенностью рассматриваемой работы является обозначение её границ. Акварель выполнена в заранее намеченном прямоугольном формате с отношением большей стороны к меньшей равным 1,94. Это почти двойной квадрат – формат типично пейзажный. Такого же формата акварель Лермонтова «Парус», датируемая 1828-1832 годами [5, с. 19]. Интересно, что многие акварели, созданные до 1832 года, выполнены подобным способом, т.е. имеют заранее установленную рамку, например, «Пейзаж с березами» 1828-1932 [5, с. 18]. Что являлось причиной такого метода работы? Какими обстоятельствами и кем задавались подобные размеры? Откуда такая кадровая компоновка изображения? Мы не имеем материалов, позволяющих однозначно ответить на эти вопросы. Однако анализ работ показывает, что при всей свободе художественных проявлений в своем раннем творчестве Лермонтов руководствовался определенными правилами компоновки изображения, взятыми им от неизвестного педагога или из пособий и книг методического характера.

В художественном развитии Лермонтова книги несомненно играли большую роль. Прекрасная библиотека в Тарханах наверняка позволяла мальчику не только заниматься историей, языками и естественными науками, но и знакомиться с плоскостным изображением. Гравированные иллюстрации к историческим и литературным произведениям, изображения природы и представителей животного мира различных стран и континентов, многочисленные портреты и репродукции картин все это не только являлось источником информации о мире, но и формировало представление Лермонтова о закономерностях изображения, об особенностях передачи пространства на плоскости. 

Итак, мы предполагаем, что до отъезда из Тархан в Москву (1827 г.) развитие изобразительной деятельности Лермонтова осуществлялось в постоянном самостоятельном рисовании с минимальным педагогическим вмешательством, но осмыслением закономерностей изображения в процессе

знакомства с картинами и книгами. В результате тонкое непосредственное чувство формы и наблюдательность формировались в процессе органичного осмысления законов изображения пространства и применения изобразительных схем.

 Второй этап развития Лермонтова-художника связан с Москвой и Петербургом, где он начал систематически заниматься изобразительным искусством под руководством квалифицированных художников-педагогов А.С. Солоницкого в Москве и П.Е. Заболотского в Петербурге. Письмо тринадцатилетнего Лермонтова к тетушке М.А. Шан-Гирей дает нам свидетельство о начале и характере этой работы. Полугодовое «рисование контуров» с последующим «рисованием с бюстов», а также запрет рисовать «свое» говорит о сугубо академической направленности обучения у А.С. Солоницкого [6, с. 68]. Сохранились три работы, прямо связанные с такой методикой. Это рисунки-копии «Младенец, тянущийся к матери» (с работы Рафаэля «Святое семейство») и «Мадонна с младенцем», а также копия маслом «Андрей Первозванный» с живописной работы А.П. Лосенко [3, с. 62, 90, 97].

Академические навыки несомненно повлияли на дальнейшую работу Лермонтова и в живописи, и в графике. Манера наложения штрихов и соединения тональной проработки с изображением контура в лермонтовской копии с Рафаэля совпадают с учебными рисунками пособий начала ХIХ века [8, с. 19-30]. Способность убедительно передавать в линейном рисунке пропорции и конструкцию фигуры человека, лошадей и деталей пейзажа формировалась в академических штудиях и упражнениях. Сравнивая горячеводскую акварель 1825 года и пейзажи «Морской вид с парусной лодкой», «Пейзаж с двумя березами» [3, с. 88, 89] мы видим значительные изменения не только в технике владения материалом, но и в трактовке объемов, и в передаче пространства. Здесь мы встречаем мазок, связанный с формой, а также многослойную технику акварельной лессировки. Технические навыки, усвоенные Лермонтовым в копировании академических образцов масляной живописи прослеживаются в серии кавказских картин 1837- 1838 годов. В них умелое сочетание пастозного письма с лессировочной техникой говорит о том, что уроки копирования классики были хорошо усвоены.  

Однако изобразительные произведения писателя не стали полностью академическими ни по манере исполнения, ни по темам. Очевидное стремление к живописному профессионализму не заслонило трепетного и внимательного отношения Лермонтова к изображаемым пейзажам, людям и событиям. Здесь следует согласиться с мнением А.М. Эфроса о двойственности таланта Лермонтова-художника. В известной монографии о рисунках Пушкина он пишет об «усердном дилетантизме живописца Лермонтова», и здесь же отмечает: «Есть великолепные черновики в рабочих тетрадях Лермонтова. Они дышат такой же неукротимой жизнью, как и его поэзия. Они не достигают чистоты и прелести пушкинских рисунков, потому что они всегда искажены приемами профессионализма – слишком ловкой линией, слишком щегольской моделировкой, слишком картинной композицией, – но под этими кляксами,

между этими кляксами живут подлинные «рисунки поэта», – такие же, почти такие же, как те, которые возникали под пером Пушкина» [9, с. 15-16].

ЛИТЕРАТУРА

1. Григорьян, К. Н. Живопись Лермонтова // М. Ю. Лермонтов: Исследования и материалы. – Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1979. – С. 271 - 282.

2. Ковалевская, Е. А. Акварели и рисунки Лермонтова из альбомов А. М. Верещагиной // М. Ю. Лермонтов: Исследования и материалы. – Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1979. – С. 24-79. 

3. Лермонтов-художник /Вступ. ст. А.В. Корниловой. – СПб., 2014. – 248 с. 

4. Лермонтов М.Ю. Полное собрание сочинений: в 10 томах. – Т.8: Картины. Акварели. Рисунки /М.Ю. Лермонтов. – М.: «Воскресение», 2001. – 336 с.

5. М.Ю. Лермонтов: Картины. Акварели. Рисунки: Альбом репрод. / Сост. Е. А. Ковалевская; Вступ. ст. И. Л. Андроникова; Пояснения И. А. Желваковой. – М.: Изобраз. искусство, 1980. – 246 с.

6. Пахомов, Н.П. Живописное наследство Лермонтова / М.Ю. Лермонтов /АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом). – М.: Изд-во АН СССР, 1948. – Кн. II. – С.55 – 222. – (Лит. наследство; Т. 45/46).

7. Савинов, А.Н. Лермонтов и художник Г.Г. Гагарин // М.Ю. Лермонтов /АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом). – М.: Изд-во АН СССР, 1948. – Кн. II. – С.433 – 472. – (Лит. наследство; Т. 45/46). 

8. Учебный рисунок. Москва-Берлин. Практическое пособие начала ХIX века /Под ред. В. Ларионова. – М.: Руспринт,2010. – 96 с.

9. Эфрос, А.М. Рисунки поэта / А.М. Эфрос. – М.-Л.: Academia, 1933. –  472 c.

                                          

С.А. Никитенков     (г. Липецк, Россия)

Категория: Любознательным | Добавил: alarch (01.07.2021)
Просмотров: 283 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]