Главная » Статьи » Любознательным

ноосферная символика в поэзии Лермонтова

Переосмысление теоретического и практического опыта духовного наследия творчества М.Ю. Лермонтова позволяет определить новые направления к пониманию его творчества, в котором представлена целостная картина мира. Смысл его образов раскрывается через определённые символы, раздвигающие границы языковой, национальной и социальной культуры. Анализ философской, литературоведческой, психолого-педагогической литературы свидетельствует о том, что подходы к пониманию символики писателя и поэта с ноосферных позиций имеют концептуальную природу и рассматриваются с различных позиций: а) культурно категориальных оснований познания мира (В.В. Абрамова, В.Г. Белинский, Н.И. Крюковский, В.В. Липич,А.Ф. Лосев, Ю.М. Лотман, C.B. Савинкова); б) художественного понимания искусства (А.И. Буров); в) религиозно-мифологического осмысления образов, скрытого «во внутреннем смысле художественного слова» (В.Н. Аношкина, С.П. Баранов, Д.Е. Максимов); г) осмыслением духовных ценностей (М.М. Бахтин, Н.А. Бердяев, В.С. Библер, Н.О. Лосский); онтологического подхода, связанного с субъективным бытием человека, его природой (Н.А. Кормин, Л.П. Печко, В.А. Разумный, Е.Н. Яковлев); мифологией (Д.С. Мережковский, В.С. Соловьев). 46 В эстетике символ рассматривается как «универсальная категория эстетики, соотносимая с категориями художественного образа, с одной стороны, и знака, с другой» [4, с. 311]. Он характеризуется как «образ, взятый в аспекте своей знаковости, и знак, наделенный неисчерпаемой многозначностью образа» [Там же]. Различные знаки сохраняют один и тот же смысл. Многозначность символа отражает идею, содержание которой обусловлено содержанием символа-знака, направленного на осмысление студентами ценностных ориентаций в символе (истина и ложь; добро и зло, красота и уродство, любовь и ненависть, свет и тьма). Он несет эмоциональную окраску. В творчестве М.Ю. Лермонтова символ осмысливается как многозначный образ, в котором имеются различные пласты отражаемой действительности, несущие «метафорическое начало», обогащённое авторской идеей. В этой связи С.С. Аверинцев акцентирует внимание на соотношении в символе «предметного образа» и «глубинного смысла». «Переходя в символ, образ становится «прозрачным», смысл «просвечивает» сквозь него, будучи дан именно как смысловая глубина, смысловая перспектива, требующая нелегкого «вхождения» в себя» [1, с. 155]. В.В. При знакомстве с творчеством М.Ю. Лермонтова важно осознать, что символ в создании художественных образов выполняет различные функции и несет в себе идею ноосферного отношения к миру, способствуя развитию эмоционально-образной, когнитивной и творческой активности. Мы рассматриваем его понимание на основе онтологического подхода, в котором имеются четыре измерения: мезо-, макро- , микромодусы и внешняя среда. А.Ф. Лосев, уточняя специфику символа, показывает его взаимодействие с образом, знаком, аллегорией, олицетворением, метафорой и образом [2]. В процессе знакомства с произведениями выдающегося поэта и писателя студентам важно рассматривать данные компоненты в причинно-следственной связи. Так, рассматриваемые в качестве аллегории символы в стихотворениях «Листок», «Парус», «Сосна», «Тамара», Три пальмы», «Утёс», выступают как объективные образы. Они связаны с субъективным смыслом, с одной стороны, и лирическим настроением автора, с другой стороны. В стихотворениях «Парус», «Поэт», «Графине Растопчиной» «Русская мелодия», «Морская царевна» символ рассматривается как иносказательный образ. Он может быть представлен в виде предметно-экспрессивного образа или олицетворения. Миф и архетип включают в себя в творчестве поэта такие черты, как одухотворенность, условность; субстат и субстанция знака. В творчестве М.Ю. Лермонтова художественный образ становится метафорой, если структура образа не совпадает со структурой объекта. Например, представление человека сильного и смелого ассоциируется с барсом. Формирование у читателей понимания символики в произведениях М.Ю.Лермонтова с ноосферных позиций связано с пространством и временем. Художественное пространство, выступающее как результат взаимодействия 47 литературы и пространства, определяется спецификой определенного места, придающего единство восприятию студентами художественного произведения [2, с.67]. Граница в мифологическом сознании приобретает этнический, социальный и ментальный характер. С этих позиций рассматриваются пространственные признаки: свой ‒ чужой, далекий ‒ близкий, внешний ‒ внутренний, центральный ‒ периферийный, по которым описывался мир. В соответствии с пространством возникают три вида символических образов в творчестве поэта: предметно-экспрессивный, то есть развернутый; неразвёрнутый, определяющий общие контуры образа; внешний [3, с. 12-27]. Покажем, как виды символических образов реализуются в стихотворении «Тучки». Предметно-экспрессивный образ тучек, характеризующийся многозначностью в понимании автором переживаний лирического героя, связан с олицетворением и показан в развитии. В первой строфе он ассоциируется с изгнанием и переживаниями автора («Мчитесь вы, будто, как я же, изгнанники»), вызывающими тоску. Художественное пространство здесь находится в области «свой». Во второй строфе происходит осмысление многозначности образа тучек(Кто же вас гонит: судьбы ли решение? Зависть ли тайная, злоба ль открытая?») Они также ассоциируются с переживаниями автора, реальными события ми и находятся в той же пространственной плоскости. В последней строфе происходит философско-ноосферное осмысление данного образа, которому не свойственны переживания. Здесь возникают иные пространственные признаки, кото рые осмысливаются как «чужой», «далёкий, «непостижимый». («Чужды вам страсти и чужды страдания; вечно холодные, Вечно свободные, Нет у вас родины, нет вам изгнания»). «Неразвёрнутые символы» связаны в стихотворении «Утёс» с утёсом-великаном, волнами в конкретном пространстве. Третий вид символа образа связан с лирическим персонажем, отражающим внешние по отношению к поэту характеры. Таким образом символ, как художественный образ, в творчестве М.Ю. Лермонтова в пространственном отношении описывает наличие «предметного» образа, его многозначность, то есть «смысловую перспективу» и взаимосвязь между образом и смыслом. Пространство в творчестве М.Ю. Лермонтова воспринимается во времени. Единство этих двух категорий выражено в понятии «хронотоп», которое используется для определения духовного и исторического измерения мира (М.М. Бахтин). В ноосферном понимании времени важными характеристиками являются длительность и последовательность событий в культуре и искусстве. Оно предполагает измерение и связывает воедино прошлое, настоящее, будущее. Изучая произведения поэта, студенты учатся понимать способы измерения времени, связывающие движение небесных тел в Космосе с их психологическим восприятием в соответствии со сменой времен года, с часами, движением планет вокруг солнца, звёздами. Время может 48 останавливаться,замедляться, бежать. Во времени и пространстве описываются звезды. Студенты по-разному раскрывают их символическое значение: а) как одухотворённый образ, воспринимаемый как реальный объект, или окружённый атмосферой таинственности в «Фаталисте»: «...Звезды спокойно сияли на темно-голубом своде»; б) как живое говорящее существо в космическом пространстве в стихотворении «Выхожу один я на дорогу» («И звезда с звездою говорит»), вызывающее, с одной стороны восторг перед мирозданием, а с другой, ‒ чувство одиночества при восприятии пустынного пейзажа. Звёзды, передавая невидимые биотоки, связывают Космос, Небо с Землёй и влияют на жизнь человека, его судьбу. За звёздным небом продолжается бесконечное пространство Космоса. Небо и Земля олицетворяют Божественную    сущность природы, которая одухотворяется красотой и покоем и рассматривается с онтологических позиций в стихотворениях «Горные вершины», «Пророк», «Святись, святись звезда далёкая». Божественный свет связан с духовным становлением человека. Символика в творчестве поэта, по их мнению, тесно связана с полной противоположностью Божественной сущности ‒ демоническими образами. Демон символизирует сверхчеловека, его превосходство, могущество, гордость, эгоистическое и разрушающее начало, одиночество. Он выступает как дух зла, который бессмертен и измеряет своё существование веками. Демон воплощает три лика: страдающий, искушающий и обреченный на одиночество. Божественный и демонический образ объединяет символ огня в «Демоне», олицетворяющий энергию, страсть, а в «Мцыри» ‒ очищение, обновление, свободную жизнь, «пламенную страсть», борьбу. Таким образом понимание символики в произведениях М.Ю. Лермонтова позволяет глубже понять мировоззрение поэта и осознать богатство смыслов его образов.

ЛИТЕРАТУРА 1. Аверинцев, С.С. Символ художественный // Словарь. 2 изд. исп. / С.С. Аверинцев – София Логос, 2001. 2. Лосев, А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство /А.Ф. Лосев. ‒ М.: Русский мир», 2014. ‒ С.32- 47. 3. Полукарова, Л.В. Символы ‒ Мир Лермонтова // Тарханский вестник. ‒ № 14 / Л.В. Полукарова. ‒ Пенза, 2001. ‒ С.12-27. 4. Эстетика: Словарь / Под ред. А.А. Беляева. – М.: Политиздат, 1989.

Овчинникова Александра Жоресовна доктор пед. наук, профессор кафедры дошкольного и начального образования ЛГПУ имени П.П. Семенова-Тян-Шанского г. Липецк (Россия)

Категория: Любознательным | Добавил: alarch (23.07.2022)
Просмотров: 169 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]