Главная » Статьи » Любознательным

На всю оставшуюся жизнь

Василий Васильевич Марков родился 25 апреля 1919 года в селе Грунин– Воргол.

Конечно, кому – то написанное покажется слишком бесхитростным, но это – документальное свидетельство очевидца, в памяти которого впечатления о суровых реалиях войны запечатлелись на всю оставшуюся жизнь.

Кто из нас не мечтал быть лётчиком? Перед войной, восемнадцатилетние, изумлённые неожиданной встречей, с трепетом смотрели на незнакомых сверстников, красивых, статных и мужественных, в лётной форме. Молодые ребята в тёмно синих, хорошо подогнанных костюмах, белоснежных рубашках, с галстуками, фуражки с эмблемой, регалиях. Называли их тогда образно и не без чувства гордости – наши соколы. Счастливчикам завидовали, перед ними преклонялись, это было время удивительно смелых романтиков, прокладывающих новые трассы по неизведанным маршрутам вселенной.

На крайнем Севере полярные лётчики спасали челюскинцев во главе с Папаниным, на дрейфующей льдине, Чкалов, совершивший беспосадочный перелёт через Северный полюс в Америку. Он увидел весь мир искусством вождения воздушных кораблей, железной выдержкой, хладнокровием, отвагой. Великому лётчику бурно рукоплескали миллионы американцев, приветствуя его на своей земле. Жадно учились лётному мастерству и гордились подвигами Водопьянова, Коккинаки и других первых покорителей голубого океана многие слушатели аэроклубов.

С этой мечтой не расставался и Василий, после окончания 7 классов школы, в 1937 году – ФЗУ в Москве. Работал токарем на московском заводе «Калибр». В Красной армии с декабря 1938 года. В 1940 году окончил военную авиационную школу лётчиков. Учился очень прилежно, был дисциплинированным курсантом, настойчиво осваивал мастерство высшего пилотажа. Отлично водил машину. При штурмовке проявлял находчивость и смекалку, действовал дерзко и неожиданно. Его время было неспокойным, Василий чувствовал, что войны не избежать. В Испании ему не пришлось помогать революционной армии в боях с фашистами. Он ещё учился. Однако в дальнейшем не представлял своей жизни без борьбы с ними. Обстановка в Европе складывалась напряжённой. Гитлер действовал по принципу: «Захватывай чужие земли». Фашисты ворвались и в нашу страну. Начался призыв всех мужчин в армию, по всей земле шёл крик, плакали жёны, матери, дети. В первые военные годы фашистам удавалось значительно потеснить советские войска. Это неприятно было сознавать, но ни Василию, ни его товарищам, никто из советских людей не собирался мириться с произволом оккупантов. Наши войска отступали, шли сплошным потоком машины, лошади, военные. Все были в панике, запрягали лошадей и местные жители и собирались ехать неизвестно куда. Во время отступления гнали и скот: овец, коров. Но когда дорога была перекрыта немцами, скотину бросали.

Надо гнать и громить немцев беспощадно! С такими мыслями и настроением молодой лётчик в сорок втором году пришёл на партийное совещание, где коммунисты приняли его в свои ряды.

- У меня пока нет заслуг, - заявил он,- но постараюсь честно выполнить свой долг перед Родиной в трудное время для нас.

С первых дней войны Василий внимательно присматривался к действиям лётчиков истребительного полка на земле и в полёте, у которых уже был накоплен боевой опыт. Ведь многое необходимо было знать. Как вести самолёт, чтобы тебя не сбили. Как лучше поразить цель в воздухе и нанести наибольший удар по наземным войскам противника. Когда в воздух поднимается сигнальная ракета, когда взревут моторы и самолёты один за другим потянутся на взлётную полосу, голову лётчика будут осаждать десятки вопросов. И на каждый из них надо быть готовым к ответу. В первое время часто давал наставления командир эскадрильи:

-Не отставай от группы, чаще посматривай назад. А то попадёшь под огонь «мессеров». Василий так и поступал. Он знал, малейший недогляд приведёт к непоправимой беде.

На Северном Кавказе группе, в которую входил Марков, дали приказ: нанести удар по роще, где скопились пехота противника, транспорт с боеприпасами. В строгом боевом порядке самолёты взяли курс на Запад, откуда доносились отдалённые раскаты канонады. Василий увеличил обороты двигателя, чтобы не отстать. Видимость была хорошая. На земле просматривалась каждая горная тропинка, каждый кустик. Внизу – сеть траншей с пехотой, огневыми точками. Вот закудрявилась и роща. По сторонам вспыхнули зенитные разрывы. В наушниках раздалась команда ведущего:

- Внимание! В роще скопление пехоты и машин. Иду в атаку!

Один за другим самолёты круто срывались вниз и, ударив огнём по пехоте с транспортом, боеприпасами, вновь поднимались к облакам. Так штурмовали рощу несколько раз. Василий Марков с особым рвением нажимал на все гашетки, стараясь поразить больше немцев, машин. В роще кострами пылала подожжённая техника, валились на землю немцы, прошитые пулемётными очередями, доносились с земли взрывы боеприпасов. Вдруг в наушниках раздался тревожный голос командира:

- В воздухе «мессеры» сбор!

Самолёты быстро начали собираться в боевой порядок. В это время Василий увидел впереди вражеского «мессера». Он заходит в хвост идущего впереди товарища. « А тварь ты, такая!» - выругался со злом Василий, мгновенно развернул свой «ястребок» наперерез врагу и с яростью нажал на обе гашетки. Раздался, оглушительный треск и пламя охватило «мессершмитт». Маркова тоже преследовал вражеский самолёт, но тот, умело маневрируя, ушёл из – под огня к своей группе.

Всё время приходилось вести напряжённые бои. На выполнение боевых заданий вылетали каждый день, а иногда два, три раза. Нередко несли потери – не все возвращались на аэродром. Эти случаи лётчики переживали особенно тяжело. Тут же клялись, что отомстят фашистам за смерть товарищей. И, поднимаясь в воздух, уверенно летели туда, где необходима была их помощь. День ото дня увеличивался счёт уничтоженных и сожженных танков, самолётов, машин. А о живой силе противника говорить не приходится. Немецкими трупами был отмечен весь наземный путь, где действовал истребительный полк. Под мощными ударами нашей армии фашисты всё дальше откатывались назад, к своей берлоге. Однако на юге страны немцы продолжали ещё упорно сопротивляться. Гитлеру не хотелось расставаться с югом Украины, с солнечным Крымом. Фашисты намеревались любой ценой удержать плацдарм Никополь – Кривой Рог, богатый запасами железа и марганца для нужд промышленности Германии. Поэтому там были сосредоточены крупные силы противника. Но войска 3 – го и 4 – го Украинских фронтов при поддержке воздушных армий разгромили вражескую группировку. Небо над местом боёв было наполнено пороховой гарью и дымом от пожарищ, непрерывной канонадой сотен орудий. Наши истребители и штурмовики с рёвом носились над немецкими траншеями, поливая их пулемётно – пушечным огнём, сея панику и смерть. С утра до вечера над линиями фронтов висел клубок самолётов, похожий на пчелиный рой, из которого то и дело падали самолёты. В этих боях участвовал и Василий Марков. Почти каждый день с восходом солнца или ещё раньше он и другие экипажи поднимались в небо и кабины покидали только с наступлением темноты. Возвращались в свои землянки уставшие, разбитые, издёрганные, словно весь день таскали непосильный груз.

С января 1943 года Василий Марков начинал свой боевой путь рядовым лётчиком и вырос до помощника командира истребительного авиаполка. Старший лейтенант участвовал в боях с фашистами на Северо – Кавказском, Юго – Западном и 3 – м Украинском фронтах. Он совершил сотни боевых вылетов на штурмовку живой силы и техники противника, был в разведке, отважно сражался во многих воздушных схватках с врагом, заслужив славу одного из лучших асов полка. Много раз дрался с численно превосходящим противником и всегда выходил победителем, нередко сбивал по два – три стервятника. Так, в августе сорок третьего в районе Изюма четыре Ла – 5 во главе с Марковым прикрывали войска с воздуха. В течение получаса наши лётчики провели три групповых боя с 30 бомбардировщиками и 10 истребителями врага. Марков лично сбил два «юнкерса», а лётчики его группы – два «мессершмитта». Остальные, побросали в беспорядке бомбы, повернули обратно.

6 сентября четвёрка Ла – 5 прикрывали двенадцать Ил – 2 в районе села Гавриловка. Над целью 8 Ми- 109 пытались атаковать штурмовиков. Группа Маркова, несмотря на численное превосходство противника, отразила все атаки и сбила 4 «мессера», из которых два сбил лично Марков. Штурмовики без потерь выполнили свою задачу. К ноябрю 1943 года старший лейтенант В. Марков произвёл 225 боевых вылетов, из них 96 – на прикрытие штурмовиков. Благодаря мужеству командира и его товарищей ни один Ил – 2 не пострадал от истребителей врага. Менее чем за год Марков провёл 67 воздушных боёв, в которых уничтожил 20 вражеских самолётов. В воздушных боях смелость и отвагу всегда сочетал с умелым тактически грамотным маневром. Противник постоянно встречал полк советских истребителей бешеным огнём – тому живые свидетели многочисленные пробоины, которые приходилось залатывать в ночные часы. Лучший ас полка при сражениях в небе всегда напрягал до предела человеческие силы. К этому понуждали нервы и непрерывные атаки навстречу вражеским снарядам и губительно малая высота, ограничивающая манеры, ограничивающая маневры, постоянная опасность для столкновения с землёй и ежеминутная угроза попасть в прицел немецким истребителям. Словом, приходилось всё время рисковать, смотреть смерти в лицо. За проявленную отвагу и мужество старшему лейтенанту Василию Васильевичу Маркову 4 февраля 1944 года присвоено звание Героя Советского Союза.

А к концу войны о нём знали не только 17 – й воздушной армии, но и всего 3 – го Украинского фронта. Имя Маркова произносили рядом с именами таких прославленных лётчиков, как А. Колдунов и Г. Сивков, ставших дважды Героями Советского Союза.

В августе 1944 года во время Ясско – Кишиневской операции гитлеровское командование на одном из участков сосредоточило большую группировку для нанесения контрудара по нашим войскам. Нужно было установить её количество и точное местоположение. Командование поручило это Герою Советского Союза майору Н. Ф. Краснову и капитану В.В. Маркову. Несмотря на ураганный огонь зенитной артиллерии и тщательную маскировку гитлеровцами боевой техники, воздушные разведчики обнаружили в районе населённого пункта Сарата – Галбене, юго – западнее Кишинёва, около 500 танков и автомашин.

Награждён Марков – орденом Ленина, 4 орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, 2 орденами Отечественной войны 1 – й степени, медалями.

После войны продолжал службу в строевых частях ВВС. С ноября 1945 года капитан Василий Марков в запасе.

После увольнения из рядов Советской Армии герой Советской Армии герой долгие годы жил в подмосковном городе. Почётный гражданин города Павловский Посад.

Молодым есть на кого равняться, с кого брать пример.

 

 

 

Категория: Любознательным | Добавил: alarch (15.02.2017)
Просмотров: 517 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]