Главная » Статьи » Любознательным

«Литературный душеприказчик Лермонтова»

В наш век легкого доступа к любой информации, а также электронных версий книг, экономящих место в интерьерах библиофилов, сложно представить себе, насколько непросто было двести лет назад следить за новинками литературы, публицистики, науки. Поэтому для каждого автора был важен тот, кто может взять на себя хлопоты, связанные с публикацией их творений, а, значит, знакомством с ними широкого круга читателей. В творческой биографии М.Ю. Лермонтова одним из таких ценных людей был русский издатель, редактор, журналист, педагог А.А. Краевский.
   Андрей Александрович Краевский родился 17 февраля 1810 года в Москве, окончил нравственно-политический факультет Московского университета. По окончании университета служил в Гражданской канцелярии московского генерал-губернатора, с 1831 года жил в Санкт-Петербурге, совмещая службу в департаменте Министерства народного просвещения с преподавательской деятельностью. К моменту знакомства с Лермонтовым, которое состоялось во второй половине 1836 года, он имел уже достаточный опыт работы в области журналистики и книгоиздания. Сначала был помощником, а затем редактором «Журнала Министерства народного просвещения», в 1835 году готовил материалы для «Энциклопедического лексикона» А.А. Плюшара, с 1834 по 1837 годы являлся техническим редактором пушкинского «Современника». После смерти Пушкина стал соиздателем журнала и содействовал публикации там стихотворения «Бородино», рукопись которого Лермонтов оставил перед отъездом на Кавказ, последовавшим после появления стихов «Смерть поэта».
   Вскоре поэт прислал Андрею Александровичу «Песню про... купца Калашникова». Со слов Краевского историю ее публикации поведал А.Н. Пыпин

Цензор нашел совершенно невозможным делом напечатать стихотворение человека, только что сосланного на Кавказ за свой либерализм. Издатель «Прибавлений» <т.е. Краевский> выручил стихотворение только тем, что обратился к Жуковскому, который был в великом восторге от стихотворения Лермонтова, находил, что его непременно надо напечатать, и дал Краевскому письмо к министру народного просвещения. Уваров нашел, что цензор был прав в его опасениях, но разрешил печатание на своей ответственности, не позволив, однако, ставить имени Лермонтова, которое было заменено случайными буквами, т.е. «-въ».

В 1838 году «Песня...» появилась в печати. Вслед за «Песней…» редактор получил еще ряд стихотворений, рисунков, а также живописную кавказскую работу Лермонтова «Вид Эльбруса».
   К этому времени Краевский уже негласно редактировал и издавал еженедельные «Литературные прибавления к Русскому инвалиду». Но все эти «участия» не вполне удовлетворяли издателя. Ему хотелось бурной деятельности в его собственном солидном журнале.
   С января 1839 года Краевский начал выпускать под своей редакцией взятый в аренду у П.П. Свиньина журнал «Отечественные записки». Об этом он писал В.И. Далю:
…открываю… контору «Отечественных записок»… надоело мне издавать мелкий журналец «Литературных Прибавлений», которые по роду своему должны бы быть газетою и из которых я силился сделать нечто вроде журнала, ибо нам нужен был журнал, а не легонькая газетка. Давно подумывал я, как бы залучить в свои руки журнал широкий, всеобъемлющий, толстый, в котором можно было бы не стесняться объемом, – и вот представился случай.

Опытный и энергичный журналист постарался поставить работу по изданию широко и интересно. Среди литераторов, привлеченных им к участию в журнале, были М.Ю. Лермонтов, В.Ф. Одоевский, Е.А. Баратынский, А.Ф. Вельтман, В.А. Соллогуб, В.А. Жуковский, П.А. Вяземский, В.И. Даль, А.В. Кольцов, Н.В. Гоголь. Позднее с журналом сотрудничали А.И. Герцен, Н.А. Некрасов, Ф.М. Достоевский, И.С. Тургенев, И.А. Гончаров.
   Следует заметить, что в первой четверти XIX века никто не рассматривал книгоиздание как основной вид деятельности, дающий доход. В этом отношении Краевский, напротив, проявил себя, как способный организатор коммерческой стороны дела, за что был «удостоен» чести попасть на острие пера И.И. Панаева, работавшего в «Современнике»: в фельетоне «Петербургский литературный промышленник» под именем Петра Васильича читатели должны были узнать Краевского, представленного беспощадным эксплуататором. «Жертвой» такого произвола издателя выведен В.Г. Белинский (известный критик с осени 1839 года по приглашению редактора взял на себя ведение критико-библиографического отдела журнала и переехал для этого из Москвы в Петербург). «Литературного промышленника» И.И. Панаев представляет читателю таким:

Выражение лица его было постоянно глубокомысленное, а густые брови несколько надвигались на большие глаза, в которых, казалось, так и сверкал ум. Наружность его была до того обманчива, что, признаюсь, в первые минуты моего знакомства с Петром Васильичем я был также уверен, что он человек глубокомысленный и ученый... Меня вводили в заблуждение именно эти чудно сверкавшие глаза и эта густая, оттенявшая их бровь... К тому же Петр Васильич по своей натуре принадлежал к так называемым медным лбам, которые этим лбом весьма удачно пробивают себе дорогу; он говорил отрывисто и резко, задумывался, покачивал строго головою, нередко значительно мычал, словом, имел что-то внушающее и действовал сильно, в особенности на прямые, открытые, но слабые характеры. Даже впоследствии, когда Петр Васильич совсем обнаружился, он внушал нечто вроде страха людям очень умным и образованным, но робким.

К слову сказать, в период работы В.Г. Белинского в журнале, читатели увидели на его страницах лучшие статьи знаменитого критика.
   До нашего времени не дошли сведения о том, был ли обижен гонораром Лермонтов. Смеем предположить, что, как и для нас, для М.Ю. Лермонтова был важен сам факт появления в печати его произведений, а подписчикам журнала «Отечественные записки» – возможность в доступном формате читать лучшие произведения, создаваемые талантливыми людьми. Так, кроме значительного количества лирических стихотворений Лермонтова, в «Отечественных записках» за 1839 – 1841 годы появились главы из романа «Герой нашего времени»: «Бэла», «Тамань», «Фаталист». Подписчики журнала с нетерпением ждали новых номеров. «Что наш Лермонтов? В последнем номере «Отечественных записок» не было его стихов. Печатайте их больше. Они так чудно-прекрасны!», – писал А.А. Краевскому в 1841 году в одном из писем товарищ Лермонтова по университету В.И. Красов. В фондах музея-заповедника «Тарханы» хранятся экземпляры «Отечественных записок» за 1839 – 1841 годы, где с пометкой «первая публикация, прижизненное» можно увидеть лермонтовские «Думу», «Три пальмы», «Молитву», «Казачью колыбельную песню», «Кинжал», «Родину», «Завещание» и многие другие.
   А.А. Краевский редактировал и первое издание стихотворений М. Ю. Лермонтова (издатели Киреев и Кушинников), ходатайствуя перед цензурой о его разрешении. «Посылаю вам, почтеннейший Александр Васильевич, стихотворения моего милого Лермонтова с покорнейшею просьбою – благословить их к напечатанию отдельною книжкою», – писал Краевский цензору А.В. Никитенко.
   Кроме прочего, издатель «Отечественных записок» оставил любопытные воспоминания о поэте, пересказанные П.А. Висковатовым: о его мечтах об основании журнала, где не будет «ничего переводного, а свое собственное», о рассуждениях о Востоке, где «тайник богатых откровений», о том, как поэту «хотелось более чем когда-либо выйти в отставку и совершенно предаться литературной деятельности»...
   Известно, что с поэтом Краевский состоял в переписке, которая, к сожалению, пока не обнаружена. До нас дошло лишь одно письмо М.Ю. Лермонтова (от апреля 1841 года), в котором он, навсегда покидая Петербург, просит у редактора два билета на «Отечественные записки» и поясняет: «Это для бабушки моей».
   В последний приезд Лермонтова в Петербург Краевским был заказан его портрет художнику К.А. Горбунову. В 1842 году по этому изображению была изготовлена литография, которую разослали подписчикам журнала «Отечественные записки» одновременно с январским номером. Именно по этому портрету на протяжении почти 22 лет представляли себе поэта в России. Краевский продолжал публиковать произведения Лермонтова и после его смерти.
   Спустя столетия, становится понятно, что могло стать с творческим наследием поэта, если бы не старания А.А. Краевского. При всей противоречивости воспоминаний современников об издателе его наиважнейшей заслугой перед русской культурой стали разлетевшиеся стаями экземпляры «Отечественных записок», неся под незамысловатой обложкой великие произведения, ставшие классикой отечественной литературы.

материал взят из музея  - заповедника "Тарханы"

Категория: Любознательным | Добавил: alarch (17.02.2023)
Просмотров: 229 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]