В Воронежской области село Семидубравное было названо, потому что в окрестностях было много дубовых рощ. 174 года назад по дороге на Кавказ в имении своего друга Семидубравное - Михаил Лермонтов написал музыку к своим собственным стихам «Казачья колыбельная песня».
В мае 1840 года Лермонтов ехал на Кавказ к месту ссылки. Его попутчиком был сослуживец по лейб - гвардии гусарскому полку Александр Реми. В Воронеже офицеры свернули немного в сторону и заехали в имение к еще одному однополчанину - Александру Потапову. Встреча друзей была радушной, и офицеры пробыли в Семидубравном три или четыре дня. Гостей поселили во флигеле. От усадебных построек сейчас только и остался этот флигель, да несколько бывших подсобных помещений. Господский Потаповский дом был взорван фашистами во время войны. Главная улица села носит имя Лермонтова. И даже памятная доска есть. Ее сделали на свои средства местные жители к 200 летию со дня рождения поэта. Долгие годы она хранилась в доме у местного сварщика и кузнеца Владимира Князькова. Накануне юбилея, в торжественной обстановке, наконец, она нашла свое место на стене флигеля.
Вот здесь, в этом флигеле по преданию Лермонтов и написал музыку к «Казачьей колыбельной песне». Сам Потапов рассказывал, что ноты ее хранились в усадебной библиотеке. Но следы их были утеряны. Сейчас существует более тридцати вариантов «Колыбельной». В Семидубравном же был написан самый первый – авторский. Помнит Лермонтова и усадебная Покровская церковь 18 века, которую местные жители на свои же средства пытаются восстановить. К церкви ведут остатки некогда красивого парка, в котором с Михаилом Юрьевичем произошел курьезный случай. Одновременно с молодыми офицерами в Семидубравном гостил дядя хозяина Алексей Потапов - свирепый генерал, член следственной комиссии по делу декабристов, которого гвардейские офицеры боялись как огня, а Лермонтов даже собирался сбежать. После общего обеда завязалась почти дружеская беседа. Хозяин усадьбы и Реми куда-то отлучились, а когда вернулись, то застали в саду чудную картину.
Александр Канаев, краевед: «Они ушли в парк и стали играть в чехарду, прыгать друг через друга. Казалось бы, несерьезная игра и солидные люди прыгают через друга - убеленный сединами генерал и знаменитый уже поэт».
В Семидубравном хранились и 16 акварельных портретов сослуживцев Лермонтова кисти академика Клюндера. Они не были утеряны в огне революции, а в 1918 году специальной комиссией изъяты из имения и переданы в Воронежский художественный музей. Эти портреты были написаны по случаю перевода полкового командира лейб-гвардии гусарского полка Михаила Хомутова на новое место. Офицеры в память о совместной службе заказали Клюндеру по пять своих изображений - оригинал и четыре копии. Каждый из 16 друзей получил по набору таких портретов. Только Лермонтова среди них мы не увидим.
Владимир Добромиров, директор Воронежского художественного музея имени Крамского: «Музейщики говорили, что портрет Лермонтова тоже был в коллекции Потапова. Куда исчез – не известно. Очень многие произведения поставлялись в музей комиссией. Они свозили брошенные вещи в музей. Уже тогда портрет Лермонтова был не обнаружен. Портрет Лермонтова был, такого рода портрет существует, но хранится он в Пушкинском Доме».
После этой поездки в Воронеже Лермонтов был еще дважды. В конце января 1841 года он получил отпуск и отбыл с Кавказа в Санкт-Петербург. Миновать Воронеж поэт никак не мог. В Государственном архиве хранятся экземпляры «Воронежских губернских ведомостей» за 1841 год. «Ведомости» и зафиксировали прибытие гостя. В мае того же года поэт в последний раз ехал через наш город. Через два с небольшим месяца пуля Мартынова догнала его.
Ольга Зубкова, Александр Рудик, Павел Редькин, Дмитрий Овчинников
|