Главная » Статьи » Любознательным

ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ И КУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА

ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ И КУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА
Память противостоит уничтожающей силе времени.
Память - преодоление времени, преодоление пространства.
Память - основа совести и нравственности, память - основа культуры.
Хранить память, беречь память - это наш нравственный долг
перед самим собой и перед потомками.
Память наше богатство
Д.С. Лихачев

Историческая и культурная память – это необходимое условие духовно нравственной жизни человека, становления его национальной идентичности,
развития привязанности к родным местам, формирования чувства уважения к
прошлому, любви к Родине, развития патриотизма и ответственности за
настоящее и будущее страны. Человеку необходимо ощущать себя в истории,
понимать свое значение в современной жизни, оставить о себе добрую память.
Важно отметить, что процесс исторической памяти не означает
механического повторения и воспроизведения прошлого, он отражает
сложность, неоднозначность человеческих отношений, изменение духовных
ценностей и личных позиций. Историческая память является не только основой
духовной и культурной преемственности поколений, но и определенным
критерием эволюционного культурного развития регионов, стран и мира в
целом. Общество, во все временна, испытывает потребность в восстановлении
связей с прошлым, со своими корнями: каждая новая эпоха порождается
предшествующими этапами исторического развития, эту связь нельзя
преодолеть или игнорировать, начать развитие с нулевой отметки ни человеку,
ни обществу не возможно.
Памятники как тексты истории являются информационным и духовным
ресурсом цивилизации, говорящим или молчащим свидетелем перемен и
противоречивых мнений. Историческая память живет активной жизнью, она не только воссоздает образы прошлого, но и вызывает широкий спектр эмоций - восхищения и поклонения, скорби и страдания, пренебрежения и скептицизма. Двойственная природа исторической памяти соответствует противоречивости реальной жизни [4]. Цивилизация опирается на достижения культуры, они составляют ее духовный каркас, фундамент и опору. Национальная и социальная идентичность определяется уважением к истории во всей противоречивости и многообразии ее проявлений. Современные общественные преобразования также должны опираться на ценности культуры и национальное самосознание. Не только военные конфликты и терроризм, но и безответственная модернизация наносят урон культурному наследию: исчезают исторические центры городов, разрушаются памятники и ландшафты, искажаются биографии выдающихся деятелей культуры. В наш информационно-цифровой век при смене приоритетов и ориентиров важно помнить, что культурное наследие составляет истинное богатство человечества и является основой эволюционного развития. Культурно-историческое наследие регионов рассматривается как важный ресурс и новый фактор социально-экономического развития страны. Сейчас начинает уделяться большое внимание разработке комплексных программ сохранения и развития историко-культурных территорий и каждый регион должен максимально внимательно отнестись к собственному наследию, обозначить основные направления и этапы воссоздания региональной культуры. Сегодня назрела необходимость переходить от простой охраны памятников к восстановлению и сохранению всего культурно-исторического наследия в целостности и многообразии, важно не только воссоздавать среду, но сохранять и воспитывать человека как главного носителя традиций и культуры. Конечно, особая роль в данном процессе принадлежит системе образования, которая должны быть направлена на духовно-нравственное развитие личности через интериоризацию новым поколением культурных ценностей региона, страны и мира в целом. Всесторонне-образованная, творческая личность является главным гарантом культурного развития нашей цивилизации. Для каждого современного человека важно самоопределиться в реальном пространстве и принятой системе ценностей. «Образование как социокультурный феномен представляет собой процесс само созидания, развития и обогащения духовных возможностей человека, его сущностных сил; оно направлено на становление и совершенствование духовно богатой личности, формирование человека – творца культуры, утверждение его социальной ценности» [1, с. 9]. Для творческого развития личности, поиска индивидуального стиля необходимо осознать процессы преемственности и взаимосвязи культурного наследия региона с историей отечественного и мирового искусства и современными тенденциями его развития. Глубокое проникновение в культурные пласты собственной истории позволяет понять и принять 12 культурное наследие других народов. Особенно важен этот процесс для будущего педагога, который должен самоопределиться в новой реальности и помочь будущим поколениям стать достойными продолжателями развития культуры. Передавая реальное знание нашей великой истории, многовекового культурного наследия, созданного предками, учитель помогает ребенку осознать сопричастность к непрерывному процессу эволюционного развития, что может стать своеобразным гарантом реализации общечеловеческих ценностей в новом информационно-цифровом веке. Формирование таких качеств личности как ответственность, сопричастность, соучастие в процессах воссоздания культуры особенно важно для будущих учителей изобразительного искусства. Поэтому в содержание регионального компонента художественного образования входят различные аспекты культурного наследия: архитектура, храмы, скульптурные памятники, театры, парки, заповедники, музей, изобразительное, декоративно-прикладное, народное искусство, дизайн и многие другие объекты, образующие современное культурно-образовательное пространство региона. Но самым важным содержанием в реализации многопланового содержания должно стать изучение жизни и деятельности земляков. За каждым объектом культурного наследия стоит творческая жизнедеятельность людей, наших предков и современников, составляющих главное богатство региона. Только при осознании культурного наследия как результата творческой деятельности поколений оно обретает истинную одухотворенность и жизненную значимость. Важно чтобы современный человек почувствовал себя преемником и достойным продолжателем созидательной деятельности предков, а значит стал хранить, преумножать и совершенствовать культуру региона как важной самобытной части отечественной и мировой культуры. Липецкая земля хранит память о многих великих людях, внесших большой вклад в отечественную и мировую культуру, жизнь которых была связана с историей региона. Одним из таких замечательных людей является Михаил Юрьевич Лермонтов, яркая, творческая, но очень короткая жизнь которого по воле судьбы соприкоснулась с нашим краем. В год 180-летия со дня гибели Михаила Юрьевича, обращаясь вновь и вновь к его литературному и художественному наследию, получаешь новые впечатления, проникаешься масштабностью и необыкновенной хрупкостью его творческого мира. Для новых поколений студентов важно знать не только хрестоматийные сведения о его жизни и творчестве, но и необходимо помнить, что имя великого русского поэта, художника тесно связано с Липецким краем. Территориальная близость жизненного пространства великой личности является особенно ценной для осознания истинного соприкосновения к творческому наследию и в определенной степени сопричастности к судьбе. Каждое поколение заново для себя открывает Лермонтова поэта, художника, доблестного офицера, борца за справедливость. Талант его настолько многогранен, что на каждом новом историческом этапе перед 13 исследователями предстает обновленный современный и востребованный современными читателями Лермонтов. Открытия его безграничного мира для нового поколения осуществляются, если оно подготовлено знанием его жизненного пути, знакомством с поэзией и изобразительной деятельностью, одухотворено любовью и интересом к его многостороннему наследию. Для становления идеалов современного поколе ния остаются актуальными проблемы, отраженные в поэзии и художественном творчестве М.Ю. Лермонтова, такие как: одиночество человека в несовершенном мире, неприятие безнравственных законов светского общества, размышления о самоопределении и призвании человека, поиски гармонии с миром. Эти поистине вечные темы, продолжают и сегодня волновать каждого человека. Важна личностная позиция поэта, который не впадает в пессимизм, а пытается противостоять жизненным невзгодам и бороться. «Лермонтов выдвигает активное действие как образец подлинного человеческого поведения» [3 с. 11]. Для художника-педагога является особенно интересным отражение его идеалов в различных формах творчества, осознание связей живописного и графического наследия Лермонтова с его поэтическим творчеством. Важно отметить, что творческое наследие М.Ю. Лермонтова с одной стороны отражает художественные тенденции целой эпохи, а с другой – демонстрирует прекрасный образец творческой самореализации личности через поиск, сомнения, преодоление, отрицание, постоянное стремление к свободе от всяческих стереотипов и искреннему самовыражению в различных художественно-образных пространствах. Поэтому изучение творческого наследия М.Ю. Лермонтова современными студентами важно, как с искусствоведческой позиции знакомства с индивидуальным художественно-образным языком созидания авторского возвышенного мира художника, так и с педагогической позиции исследования процессов становления творческой личности на основе единства общечеловеческих и индивидуальных ценностей. В заключении хотелось бы отметить что, сохраняя историческую память, активно включаясь в процессы воссоздания региональной культуры, мы создаем необходимые условия для дальнейшего культурного развития региона. Культурное развитие нельзя рассматривать как некую надстройку, оно теснейшим образом связано с социальным и экономическим развитием, так как любовь к малой родине – это главная мотивация жить, работать, творить именно в этом регионе и родной стране, а это значит, что у региона есть прекрасное будущее. 

ЛИТЕРАТУРА 1. Арнольдов, А.И. Путь к храму культуры / А.И. Арнольдов. – М.,2000. – С.9. 2. Ильин И.А. Талант и творческое созерцание // Одинокий художник. Статьи. Речи. Лекции. – М.: Искусство, 1993. – 347 с. 3. Коровин, В.И. М.Ю. Лермонтов в жизни и творчестве /В.И. Коровин: Учеб. пособие. – 7-е изд. – М.: Русское слово, 2012. – 128 с.: ил. 4. Лихачев, Д. С. Память истории священна / Д.С. Лихачев. – М., 1986. – С. 14.

Абрамова Валентина Владимировна, канд. пед. наук, доцент кафедры дошкольного и начального образования ЛГПУ имени П.П. Семенова-Тян-Шанского»

Категория: Любознательным | Добавил: alarch (22.07.2022)
Просмотров: 278 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]