Главная » Статьи » Любознательным |
Герои нашего времени 05.11.2014 "ЛГ:итоги недели". Евгения ИОНОВА
Необязательно герой – это тот, кто совершил поступок. Героем может стать любой, на кого направлено пристальное внимание. В этом смысле люди, работающие в системе образования и школе, в частности, и есть герои нашего времени
Рыцари со страхом и упрёком День рождения всё-таки грустный праздник. Готовишься к нему, готовишься, наряды покупаешь, гостей созываешь, деньги тратишь. А проходит торжество – и как будто его не бывало. Только подарки да эмоциональный штиль о нём и напоминают. Другое дело – юбилеи гениев. Их на то Господь и поцеловал в маковку, чтобы они пользу людям не только при жизни приносили, но и после перехода в иные миры. Двухсотлетие Михаила Юрьевича Лермонтова в стране отмечали. Не скажу, что с помпой, но и не камерно. Артисты читали стихи в телепроектах, на экраны выходили один за другим документальные и игровые фильмы, литературоведы делились своими воззрениями на творчество поэта (на одном из каналов даже достали из архива, наконец-то (!) лекции Ираклия Андроникова), созывались конференции, школьники и студенты устраивали маскарады. Не осталась в стороне и Липецкая область, в земле которой (краснинской и становлянской) корни Лермонтова по отцовской линии, где до сих пор остались холмики над могилами его родственников. Но самое грандиозное, а главное – полезное – событие случилось в пензенских Тарханах, вотчине бабушки Елизаветы Алексеевны Арсеньевой, официальном лермонтовском доме-музее. Здесь в октябре состоялся форум Общероссийского общественного движения «Народный фронт «За Россию». Пять дискуссионных площадок, выставка, мастер-классы. Более 500 участников: педагоги, эксперты, депутаты. И первое лицо государства. Но грандиозное и полезное даже не это, и даже не то, что в работе форума принял участие наш президент Владимир Владимирович Путин. Главное – тема обсуждения – «Качественное образование во имя страны» Пожалуй, самыми жёсткими и самыми правильными, некоей квинтэссенцией собрания, стали слова режиссёра Станислава Сергеевича Говорухина: «Сегодня, наконец, приходит осознание того, что случилась беда, абсолютная беда. Ну не могут, это аксиома, не могут неграмотные, тёмные граждане построить сильное цивилизованное государство. Теперь мы это начинаем понимать». Образование – пожалуй, самая реформируемая система нашего государства, постоянно мечущаяся от одного берега к другому, подстраивающаяся под различные течения и заграничные влияния, вдруг взбрыкнула, как конь богатырский. Педагоги уже не просят, а требуют дать им передышку, оставить в покое систему образования хотя бы на пять лет. И не потому, что учителям понадобилось отдохнуть. Они хотят понять, принять и адаптировать к российским школьным реалиям хотя бы одну реформу до конца, не ища лазеек и не пеняя на недалёких и неинформированных реформаторов. Сегодня образовательное пространство Российской Федерации более похоже на средневековую Русь времён татаро-монгольского ига (пока ещё можно так говорить, мы же не на уроках истории). Каждый сегмент (программа) – как удельное княжество со своими законами и целями. Вернуть целостность и преемственность образовательного процесса, перестать пародировать чужой опыт, но продолжать выстраивать собственную систему координат, вывести на первые позиции гуманитарное образование и формирование ставшей актуальной российской идентичности (самобытности), возродить педагогические и инженерные школы – вот какие задачи ставят перед собой и президентом российские учителя. И именно сейчас, когда страны мировой цивилизации санкциями и давлением пытаются потушить или приглушить свет российской цивилизации, очень своевременны слова учителя математики Президентского лицея Санкт-Петербурга Сергея Евгеньевича Ракшина: «Подготовка педагогов – это чеканка той валюты, которой страна расплачивается со своим будущим на много поколений. А инженерно-технические вузы – это то, что обеспечивает наш суверенитет, безопасность и статус великой державы». То, что образование – это основа страны, нынче понимает всё большее число людей, в том числе и тех, от кого судьба нашей страны зависит. Но образование без воспитания – это основа без основы, так сказать, три слона в море мироздания без черепахи, на которой они раньше стояли. Для президента Путина, как оказалось, это непреложная истина: «За последние годы улучшилась инфраструктура образования: отремонтировано значительное количество школ, построены спортивные площадки, появились современные компьютерные классы. Вырос и социальный статус педагога, и зарплаты учителей, в школы активно возвращаются мужчины. Но школа должна давать не только знания. Преподавание – это, прежде всего, воспитание. Так говорил наш замечательный гуманист академик Дмитрий Сергеевич Лихачёв, называя учителей «властителями дум». Очевидно, что миссия школы – задавать ориентиры, которые определяют поступки, решения, выбор целей. Ведь любовь к детям выражается и в качестве знаний, которые учитель даёт ученику, чтобы ребёнок имел жизненную перспективу, получил эффективный билет в жизнь, дающий возможность себя реализовать». Атомы школьной молекулы В нашем регионе две школы носят имя Михаила Юрьевича Лермонтова. Одна – в областном центре (№41). На фасаде Лукьяновской школы, что в Становлянском районе, именную доску прибили накануне юбилея поэта – осенью. Лукьяновка – это, образно говоря, правопреемница Кропотово, родовой вотчины Лермонтовых (обрусевших, конечно), где сейчас всё больше – дачники да рыбаки. Так сплелось полотно судьбы, что после оскудения прямой мужской линии Лермонтовых (с убийством поэта), места здешние всё больше превращались в традиционные сельско-деревенские просторы. С новой рабоче-крестьянской властью сюда пришли колхозы, с фашистами – разрушение, с индустриализацией – новые дороги, которые и увели некогда густонаселённое Кропотово на обочину жизни, выдвинув на передовую истории расположенную ближе к кормовым трассам Лукьяновку. С нынешнего года Лукьяновская школа потеряла свою самостоятельность – стала филиалом средней школы соседнего села Толстая Дубрава. При этом прекрасный школьный музей, созданный тщанием учителей, детей, библиотекарей, гостей Кропотово и просто читателей Лермонтова, благодаря участию Государственного литературного музея имени Лермонтова полностью преобразился. Среди новых экспонатов – копии картин самого поэта. Мы виделись с хранительницей лукьяновского музея, библиотекарем Александрой Петровной Архиповой прошедшей весной. Тогда всё небольшое, камерное выставочное пространство удивляло своей, быть может, наивной, но живостью. Каждая книжица, письмецо, фотография, поделка были на месте. Обновлённый музей, безусловно, раздвинул рамки классного помещения, новые экспонаты сделали его более современным, приближённым к столичному уровню, но и пафосным, холодным, лишённым пока тепла прикосновений. Но, видится, что пройдёт год-другой и всё встанет на свои места, будут правильно, с учётом нашей местной истории, поставлены акценты в экспозиции. А пока вся школа превратилась в музей поэта – в каждом классе можно встретить старые экспонаты. – Наш музей – это неотъемлемый орган целого школьного организма, – уверена Александра Архипова. – Мы проводим здесь не только экскурсии, но и уроки, и в первую очередь – литературы. А экология у нас изучается как за партами, так и в усадьбе Лермонтовых, где мы постоянно убираемся, чистим пруды, берега речки нашей. Часы краеведения тоже проводим в натуральных интерьерах. В следующем году много внимания будем уделять русской литературе, мы решили посвятить год творчеству Ивана Алексеевича Бунина, нашего земляка, частенько бывавшего в Кропотово. Вот так и получается воспитание патриотизма через литературу, экологию и краеведение, так сказать, на местном материале. Из десяти штатных педагогов лермонтовской Лукьяновской школы трое – мужчины. Прямо, как под заказ (чуть не добавила – президентский). И все – разные, со своим мировоззрением. Так и общались – иногда споря. Преподаватель ОБЖ, технологии, природоведения и черчения Николай Александрович Грошев – из военных, выпускник Ленинградского высшего военно-морского инженерного училища, дивизионный инженер-механик Краснознамённой Амурской флотилии. Как смеётся Николай Александрович, он списался на берег и пришёл в родную школу, когда о престиже профессии учителя, впрочем, как и военного, приходилось только мечтать. – Но я пришёл, вернее, вернулся в свою школу с радостью. Здесь ещё оставались мои старые учителя, по примеру которых, кстати, я и стал педагогом. У нас тогда было пять мужчин в школе. Участник войны Егор Иванович Юдин особо мне нравился, прикипел я к нему своим мальчишеским сердцем. Это очень правильно, когда в школе есть учителя-мужчины, они нас, подростков, всё-таки умеют правильно воспитывать. Егор Иванович вёл начальную военную подготовку, его уроки мне потом в училище очень пригодились. Когда у нас была самостоятельная средняя школа, я тоже в рамках ОБЖ преподавал основы военной службы. И горжусь, что пятеро моих учеников выбрали военные вузы и стали настоящими офицерами! Мне кажется, что Егору Ивановичу за меня не было бы стыдно. В судьбе учителя физики и информатики Александра Львовича Кононыхина учитель, вернее, учителя, сыграли тоже большую роль, в том числе повлияли на выбор профессии. – В Становлянской школе химию и биологию преподаёт Людмила Алексеевна Сахарюк. В этом году она получила премию как наставник будущих учёных. А ещё раньше среди становлянцев проводился неофициальный опрос об учителях. Большинство назвали Людмилу Алексеевну своим проводником в мир науки. Мне также повезло учиться у этого педагога, – улыбается Александр Львович. – И пусть я не стал химиком, или биологом – зато поступил на инженерно-физический факультет ЕГУ, где мне снова повезло на преподавателей. Знаете, есть такое изречение: если собираешься жить на месте год – рой колодец, если десять лет – сажай деревья, а если всю жизнь – воспитывай детей. Государство начало задумываться о будущем. Страна окрепла, уверенно встала на ноги, и теперь уже наступило время пристально заняться детьми. В современном мире у мужчин и женщин в принципе равные права. И в школе тоже. Только вот в сложные постперестроечные времена многие мужчины сдали позиции, ушли из школы на заработки, оставив женщин на передовой образования. И вот теперь, когда всё те же женщины отвоевали право кормиться своей профессией, мужики живо откликнулись на призыв президента и вернулись в образовательное пространство. Как говорится, в каждой шутке есть доля шутки. Но, так или иначе, а мужчинам-педагогам сегодня приходится заново отвоёвывать территорию, доказывать свою нужность. – В большинстве своём наши ученики берут пример с родителей, с бабушек, дедушек, и уже потом – с учителей, – рассуждает Николай Александрович Грошев. – И здесь нельзя определённо сказать, кому наши воспитанники доверяют больше: мальчишки быстрее пойдут на контакт с мужчинами-педагогами, а девочки – с учительницами. Но всё индивидуально. Главное, что сегодня вернулось доверие к малой сельской школе. Это раньше родители старались всеми силами вытолкнуть ребёнка в город, а сейчас и на селе, на земле есть работа. И детям вовсе необязательно куда-то уезжать, на местах есть всё – компьютеры, Интернет. Участвуя в олимпиадах, успешно сдав ЕГЭ, можно поступить в ведущие вузы региона или страны.
– Сегодня государство даёт школе заказ на инженеров, – подключается Александр Львович Кононыхин. – А это значит, что нужно увеличить и количество профильных предметов. Школа на каждом уроке должна ориентировать ученика на будущую профессию. Примерно, как это произошло с учителем физкультуры Александром Гурьевичем Николаевым. Он родился далеко от становлянских степных просторов – в чувашской деревеньке, затерявшейся в могучем лесу. Там впервые встал на лыжи, начал выигрывать соревнования и уже в десятом классе сам вёл уроки физкультуры в своей школе. – В восьмом классе я выиграл большую районную гонку, за это учитель сделал мне поистине королевский подарок – лыжи за двадцать пять рублей, – вспоминает с грустной улыбкой Александр Гурьевич. – Это было целое состояние! Тот день был одним из самых счастливых в моей жизни. И уже тогда я знал, что тоже буду преподавать физкультуру в школе. А тренировался каждый день – приду из школы, уроки сделаю, скотину покормлю, становлюсь на лыжи и наматываю километры. Впрочем, тот же распорядок дня у меня и сейчас, только уроки больше не делаю. Несколько лет Александр Гурьевич прожил и проработал в Тюмени, там женился, родил детей. А потом вся семья переехала в Становлянский район. Работы в школе педагогу физкультуры тогда не нашлось, и Александр Николаев десять лет отдал железной дороге, при этом выступал за елецкий «Локомотив», привозил медали с соревнований. А в 2002 году ему позвонили из Лукьяновской школы и предложили ставку. – Если педагог любит своё дело, он будет верен своей профессии, даже несмотря на низкую оплату труда, – считает Александр Гурьевич. – Без мужчин школе нельзя. Знаете, дети смотрят на нас и пытаются нам подражать. Вот я, например, научился косить с пяти лет. И сейчас кошу травку для своей козочки. И дети видят, что учителя – это не небожители, они – трудяги. Как и сами сельские ребятишки. Вот и получается, что мы живём все в одном мире. А когда ученики видят, что я ещё сам с соревнований медали привожу, они всеми силами стремятся выиграть, когда мы вместе на состязания по лыжным гонкам, игровым видам спорта выезжаем. Соревнования сплачивают наших учеников в единый кулак, там нет места межнациональным распрям, тем более, что дети знают, откуда я родом. Так, наверное, и воспитывается чувство патриотизма. Такого, как Путин, чтоб не обижал В школе села Лукьяновка сейчас учатся 69 ребятишек. Для пятерых из них нынешний учебный год станет последним в родных школьных стенах – кто-то из девятиклассников уйдёт в основную школу в десятый класс, кто-то уже присмотрел себе профессиональный лицей. Им на смену в будущем сентябре придут, по предварительным подсчётам, десять первоклашек. – Только мне кажется, что воспитание из сельских школ никогда и не уходило. У нас ведь воспитательный процесс – это не только мероприятия, классные часы, информационные пятиминутки. Главное здесь – трудовое воспитание, – таково мнение учителя русского языка и литературы Любови Ивановны Стрекаловой, на время болезни заместившей заведующую филиалом Елену Михайловну Понамарёву. – Современные дети, к сожалению, мало читают. Но на уроках литературы мы стараемся воспитывать детей, в том числе, и на примере главных героев. В классе информатики на момент нашего пребывания в школе были восьмиклассники. Конечно, в школе, носящей имя Лермонтова, невозможно не поговорить о поэте, его судьбе и юбилейных мероприятиях. – В последнее время много по телевизору про Лермонтова показывали, а о Кропотово – ни слова, – с обидой в голосе заговорили ребята. – Конечно, он был здесь ребёнком. Но ведь был… А ещё обидно, что такой поэт, а погиб на дуэли из-за шутки. Хотя всё-таки он дрался за женщину, за любовь. – А сегодня можно драться за любовь? – спрашиваю собеседников. – Конечно! – выпаливают все – и девчонки, и мальчишки. – За любовь вообще нужно стоять до конца. – А кто, на ваш взгляд, сегодня герой нашего времени? – Путин, – не задумываясь, ответил Иван Нертик. – Он делает нашу страну сильной, умеет с людьми разговаривать. И вообще, он – наш президент. – А когда наша страна была сильней – во время войны или сегодня? – Конечно, когда фашистов разбили, – заявили Настя Трефилова, Кристина Пичугина и Наташа Столповских. – Тогда мы были большой и сильной страной, – защищал свою позицию Ваня. – Россия меньше, чем СССР. Но и сейчас у нас врагов достаточно – вон почти весь мир на нас ополчился из-за Украины. А мы всё равно врагам не сдаёмся. – Ну, а кроме Путина герои найдутся? – стараюсь сгладить ситуацию. – Добрые люди, – тихонечко, смущаясь, ответил Саша Глебов. – Сейчас мало добра? – Намного меньше, чем раньше, – почти хором ответили ребята. – Поколение бабушек и дедушек добрее наших пап и мам. Но это не вина родителей – это жизнь их так изменила. И это не значит, что наши родители злые, просто они по-другому относятся к миру. – А вы – какие? – Нам нужно быть посередине. Добрыми, умеющими постоять за свою Родину, и упрямыми, крепкими, чтобы уцелеть в экономический кризис. Просто нам нужно быть похожими на бабушек, дедушек, мам, пап – на своих. Из 270 школ региона 20 – именные: 13 названы в честь Героев Советского Союза, Героев России и видных военачальников, 3 «посвящены» писателям и поэтам (Льву Николаевичу Толстому, Михаилу Михайловичу Пришвину, Михаилу Юрьевичу Лермонтову),4 – педагогам, одна (школа № 17 Ельца) носит имя композитора Тихона Николаевича Хренникова. Из высшего образовательного звена области «именной» только Елецкий Госуниверситет – в память об Иване Алексеевиче Бунине. «Проименованы» также работающие у нас 3 филиала различных российских университетов В тему Чтение классики развивает мозги Накануне юбилея Михаила Юрьевича Лермонтова ВЦИОМ провёл опрос среди россиян на предмет их любви к чтению, к русской классике. Результаты этого исследования оказались не совсем радостными. Пушкина читают 13 процентов опрошенных, Толстого – столько же, Достоевского – 7 процентов, Лермонтова – 6 и Гоголя – 5. 53 процента граждан РФ ни разу не перечитывали русских классиков после школы. Конечно, это можно объяснить тем, что сейчас вообще мало читают, и не только в России, но и в мире. Книги пользуются меньшей популярностью, чем Интернет и так далее. Однако эта ситуация не может не тревожить общество. Если человек не читает книг, он тупеет. Единственно, что утешает: в 2009-м было 62 процента нечитающих классику. Кого из известных авторов вы можете назвать? Это ещё один вопрос россиянам от ВЦИОМа. 41 процент опрошенных не знают, кто написал «Капитанскую дочку», 72 – «Демона», 73 процента затруднились определить автора «Маскарада» и 75 – «Полтавы»! Не одни мы такие! Согласно опросу, проведённому авторитетным Pew Research Center, в 2011 году 79 процентов американцев прочитали хотя бы одну книгу, сейчас эта цифра упала до 76 процентов. Национальный фонд искусств США уточняет: доля читающих книги для души, а не для работы, снизилась с 50 процентов в 2008-м до 47 процентов в 2012-м. Бьют тревогу и в Великобритании: там 14 процентов респондентов, опрошенных исследовательской компанией DJS Research, признались, что вообще не читают книги. Исследователи уверены: одна из основных причин в том, что сегодня помимо чтения много других развлечений – всё просто не успеть. Одновременно растёт число тех, кто скачивает литературу в Интернете, у нас этот показатель вырос с 5 процентов в 2009-м до 18 процентов в нынешнем году. И всё-таки вернёмся к классике и бумажной книге. Журнал «Огонёк» пишет об исследованиях англичан, которые установили, что чтение классики полезно для мозга. В процессе исследования 35 добровольцев читали классику (Шекспира, Вордсворта и других авторов) в подлиннике и в современном переводе, при этом их мозг сканировали. Так вот, чтение на староанглийском оказалось «ускорителем», как бы подстегивало мозговую активность, ведь там встречалось много нового, незнакомого. «Чем активнее мы будем поощрять родителей читать для своих детей, тем больше у этих детей будет возможностей для тренировки мозга не только с точки зрения литературы, но и других сфер, таких как математика», – такое заявление для «Огонька» сделал один из авторов исследования, профессор Ливерпульского университета Филипп Дэвис.
| |||
Просмотров: 223 | |
Всего комментариев: 0 | |