Главная » Статьи » Краеведение

исследовательская работа

Рушники наших бабушек… Орнамент, вышитый на них вручную, располагался определённым образом и имел своё значение. А что значит тот или иной символ, рассказывают старики. Рушник, как правило, изготовлялся из домотканого льняного или конопляного холста. И полотнища для него ткались очень длинные. Размеры рушников зависели от назначения изделия. Те, что поменьше, были для новорождённого, на иконы, под ноги молодожёнов, для перевязывания рук молодожёнов, под хлеб – каравай. Эти полотна были длиной не менее 2,5 – 3 метров, шириной 30 – 50 сантиметров. Длина определялась назначением рушника, а от этого зависело и количество вышивки.

Самым простым видом рушника был будничный. Его ткали на ручном станке в виде однотонного полотна. Для обрядовых рушников использовали тематику и цвета вышивки в зависимости от предназначения.

Вышитые рушники делали вручную, в самой разнообразной технике и различными швами. Швы вышивки гладью (вперёд иголкой и назад иголкой). Обычно для этого использовали красные нитки на белом фоне. Жёлтый, чёрный, синий цвета стали применять с конца 19 века. Чаще всего за основу бралась конопляная нить, которая даже после длительной обработки имела грубую структуру и серый цвет.

Рушники служили и украшением жилища и незаменимы были при обрядах. Во – первых, в каждом доме дорогих гостей встречают хлебом – солью, который торжественно восседает на красном, вышитом полотенце. Во – вторых, только очень почётным гостям подаётся вышитый рушник для обтирания рук и лица после умывания. В – третьих, вышитыми рушниками украшали иконы в Красном углу. Освещённые под Пасху продукты: куличи, яйца, творог лежат в церкви на расшитых рушниках. В - четвёртых, во время похоронных процессий, икона, которую несут впереди, также убрана вышитым рушником. В – пятых, на свадьбах, невесту и жениха отец крёстный связывал этим рушником за столом, символизируя их единство и крепость будущей семьи. С рушника начиналась жизнь молодожёнов, в него заворачивали родившегося младенца, им накрывали хлеб на столе. Любой рушник был в первую очередь оберегом. Здесь можно увидеть и изображения цветов чудесных, диковинных птиц, ладьи и изображения людей. Рушниковая вышивка состоит из основного узора и подузора. Подузор обычно имел семейное отличие. Женщина, копировала орнамент с рушников знакомых, полностью повторяла основной узор, а подузор вышивала характерным только для своей семьи. Благословенный рушник приготавливался родителями молодых к свадьбе. Им украшали иконы для венчания. Это были красивые расшитые рушники красного цвета. Орнаменты рушников для иконы жениха и невесты были разными на «мужском» вышивали дубовые листья и жёлуди, что символизировало мужскую силу, а на «женском» - калину, символ женского начала, продолжение рода и лилии – символ любви и красоты.

Во время венчания под ноги молодые расстилали белый венчальный рушник.

- На нём нельзя было вышивать пару птиц, символизирующих молодых, пожелания, цветы, кольца. Считалось, что если молодожёны станут на такие рисунки, то затопчут всё, что могло быть хорошего в их жизни. Руки молодых перевязывали союзным рушником. В узорах присутствовали лебеди, голуби, кольца, цветочные орнаменты, надписи «Совет да любовь», «На счастье на долю», «На веки разом».

- Новобрачных родители встречали хлебосольным рушником с изображением пары жаворонков или голубей, символизирующих молодожёнов, верность и искренность. По бокам вышивались пожелания и процветания, дерево рода и цветы. Рядом вышивались повёрнутые друг к другу птичьи пары, пожелания, первые буквы имён жениха и невесты, а с середины XX века - и свадебные кольца.

- Раньше все свадебные венчальные рушники вышивались вручную, причём полотенце чаще было двустороннее. Одна сторона для жениха, другая для невесты с соответствующей символикой. Несмотря на то, что изображения могли быть разными, но они располагались симметрично с одинаковым количеством символов и размерами. Первой вышивали каёмку. Далее вышивка шла в три этажа:

1 – дерево рода с птицами;

2 – пожелания новобрачным;

3 – берегини, мужская и женская символика, инициалы молодых.

Между берегинями и чуть выше вышивался свадебный венок с кроной, которая олицетворяет Божье благословение, а также символ венцов, которые держат над головой при венчании в церкви.

Набожники – узкие рушники раньше вышивали на узком льняном полотнище длиной до 4 метров и более. Рисунок шёл только по одному краю, а концы украшались различными цветочными мотивами. На одном из набожников на концах вышиты кресты в цветочном обрамлении, на другом – древо жизни. На рушниках ещё изображали главные обереговые: древо жизни (растущее дерево или букет в вазе), берегиня (женская фигура или цветок). «Древо жизни» или «мировое древо» изображено в правильной геометрической форме. На нём мы видим прямой ствол с пышным цветом посредине, помещённом то ли в вазу, то ли в ладью. Эта ладья помещена в ещё большую ладью, находящуюся у основания «древа жизни». Чёрный неправильный ромбик, это корневая система «древа жизни». В верхней части вышивки изображены две птицы, на трёх отдельно изображённых цветках, в их верхней части, можно увидеть ещё три птицы. На подузоре также чередуются цветы, с сильно стилизованным изображением птиц. Здесь характерно главное перерастание подузора в узор. Наличие вышитых фигурок птиц и цветов придают радостный оттенок. Древо жизни вышивалось нитками красного цвета, который символизировал очистительный огонь и солнце и был связан с охранной магией. Он означал продолжение рода, семейное счастье, благополучие родных, победу добра, торжество жизни. Вышивали такой орнамент чаще всего на свадьбу дочери или сестры, иногда на крестины.

На рушниках вышивали цветы, листья, веточки, ягоды. Роза означала любовь, красоту. Калина символизировала дерево семьи, а её ягоды – символ крови и бессмертного рода. Дуб - священное дерево славян, знак солнечной мужской энергии, развития, жизни, оберег мужчин. Хмель – дружба, любовь.

- На рушниках вышивали птиц, которые располагались в центре или вверху орнамента и означали души предков, связь поколений, оберег молодой семьи. Особо были распространены орлы, рядом с которыми вышивали купола православных храмов. Вышивка на полотенце – ризице называется «сосуд». В центре композиции – изображение, похожее на вазу (сосуд), а по бокам – подсвечники. При вере в загробную жизнь, душа умершего родоначальники и после смерти блюдёт за благосостоянием рода. В центре вышивки – изображение Рожаницы в виде сосуда с отходящими в стороны согнутыми руками и ногами в виде ветвей и ветвистыми рогами сверху. В подсвечниках можно увидеть божество Род. Сам подсвечник чем – то напоминает храм, а внутри этого храма находится женское божество Мокошь. Между «подсвечниками» и «сосудами» помещены изображения птиц, как символы, приносящие радость и благополучие роду и связывающие род с небесами. Вышивка на этом рушнике носила охранительный характер. Соловья и кукушку часто располагали на ветке калины, что символизировало продолжение рода. Их вышивали на рушниках девичьих и для обряда сватовства. Но на свадебных рушниках этих птичек вышивать нельзя было, так как соловей – символ холостого парня, а кукушка – символ незамужней девушки или вдовы. Павлин – это жар – птица, символ солнечной энергии, семейного счастья. Голуби и петухи символизировали молодожёнов. Голубь и голубка – это парень и девушка символы любви, верности, брака, семьи. Расположение птиц было разным: головки друг к другу – свидетельство крепкой любви. Если их головы повёрнуты в одну сторону, это значит, что между парнем и девушкой начинается любовь. Если между голубем и голубкой цветы, то девушка высказывает пожелание: «Люби меня, как я тебя». Птицы с поднятыми крыльями - символ трагической любви. На рушниках птицы часто держат в клювах ягоды калины или сидят у корней дерева, символа новой семьи. Крылья птиц на свадебном рушнике должны быть опущены, как символ готовности создавать семью. Ласточка – знак добрых вестей, заботы о том, чтобы человек, не пропустил благоприятной поры, для создания семьи и укрепления хозяйства. Петух – символ счастья, богатства, мужского здоровья, пожелания здоровья, усердия. Уточка – знак трудолюбия.

Выбор рисунка никогда не был случайным. Орнамент – это прежде всего оберег, с помощью которого предки защищали свою семью от сглаза и привлекали добро в жизнь. Есть рушники вышивка на которых выполнена в трёх цветах, добавлен зелёный, придающий сочность и яркость рисунку. Композиция этой вышивки трёх ярусная. В подузоре, обрамленном снизу чёрной линией и сверху красной, отражены символы подземного мира. Зелёным цветом заканчивается земной мир, чёрно – красным цветом изображён небесный мир. В рисунках вышивки мы видим в центре Рожаницу, появляющуюся из распускающегося цветка. По обе стороны от Рожаницы: «древо жизни». А по сторонам от «древа жизни» две ветви, не соединённые с деревом, чем – то напоминающие православный крест с ромбическим рисунком. Рушники с рисунком, изображённым в виде волнистого побега с ритмично отходящими от него листьями и цветами. Побег обвивает обвивает старый ствол и благодаря этому держится и не ломается. Этот ровный ствол похож на православный крест, он лежит в центре композиции и является опорой ещё не окрепшему побегу. Рушники, изображённые в чёрно – красных цветах, вышито в чётко выраженных геометрических формах. Нижняя часть вышивки в виде чёрных квадратиков, соединённых между собой, символизирует – землю. Из земли произрастает и расцветает «древо жизни». Вверху два красные облачка, не соединённых с «древом жизни», символизируют родственные связи с покровителями данной семьи.

Рушники, бережно хранящиеся в домах, служат незримой связью с предками. Они олицетворяют их талант, тонкий художественный вкус, высокое мастерство и философское отношение к жизни.

 

сост. Архипова А.

Категория: Краеведение | Добавил: alarch (04.03.2017)
Просмотров: 635 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]