Главная » Статьи » Сценарии и разработки |
Действующие лица: двое ведущих; Юрий Радин; князь и княгиня Лиговские. Оформление: В середине сцены стоит дамский столик, на нем расположены старинные предметы: овальное зеркало, свечи, статуэтка, шкатулка, соломенная шляпка, здесь же находится один из портретов В. А. Лопухиной, рисованный М. Ю. Лермонтов; по разные стороны столика стоит два кресла, предназначенные для ведущих; в правой стороне сцены расположен цветник и стоят три банкетки, в этом месте по ходу действия будет разыгрываться отрывок из драмы М. Ю. Лермонтова " Два брата" Музыкальное оформление: цикл "Времена года" , А. Вивальди, романс М. Глинки на слова М. Ю. Лермонтова "Молитва" ( "Я , Матерь Божия , ныне с молитвою"). /Звучит музыкальная заставка, на ее фоне ведущий начинает повествование./ Ведущий 1- "Во всяком сердце, во всякой жизни прбежало чувство, промелькнуло событие, которых никто не откроет, а они- то самые важные есть; они -то обыкновенно дают тайное направление чувствам и прступкам",- писал когда-то Лермонтов. Таким событием в его жизни и явилась любовь к женщине, имя которой было окутано дымкой таинства и загадки. Это имя было неизвестно не только читавшим его произведения, но даже тем, кто внимательно изучал его биографию и творчество. А писал Лермонтов об этой женщине часто, много, всегда ее помнил- памятью горькой и тревожной, так никогда его и не оставившей. / Музыка затихает./ Ведущий 2- Сейчас невольно захотелось перечитать одно из последних стихотворений поэта, написанное незадолго до гибели. Нет, не тебя так пылко я люблю, Не для меня красы твоей блистанье: Люблю в тебе я прошлое страданье И молодость погибшую мою. Когда порой я на тебя смотрю, В твои глаза внимая долгим взором: Таинственным я занят разговором, Но не с тобой я сердцем говорю. Я говорю с подругой юных дней, В твоих чертах ищу черты другие, В устах живых уста давно немые, В глазах огонь угаснувших очей. В этом стихотворении Лермонтов хотел с кем-то проститься. Проститься перед смертью. "Таинственным я занят разговором..." С кем говорил поэт? Стихотворение оказалось загадочным. Прочитав последние две строчки, можно подумать, что женщина, к которой он обращался, умерла. Нет, она жива. Почему же он с ней так говорил - будто об умершей? Она ушла из его жизни. Хочется знать, к кому обращены эти слова любви, ставшие как бы прощальными словами поэта. Ведущий1-По справедливому предложению комментаторов Лермонтова, стихотворение адресовано дальней родственнице поэта Екатерине Быховец, с которой он встречался в последние дни своей жизни. Но, по существу, стихи обращены к другой женщине, глубокое чувство к которой, как это явствует из самого стихотворения, Лермонтов пронес через всю жизнь и образ которой неизменно вставал перед ним в предчувствии близкой гибели. Кто же она, эта женщина? В 1892 году в журнале "Русская старина" опубликовано письмо Екатерины Быховец от 5 августа 1841года, в котором она рассказывает о последней встрече с поэтом в колонии Каррас всего за какой-нибудь час до его дуэли с Мартыновым. В письме имеются следующие строки: "Он (Лермонтов) был страстно влюблен в В. А. Бахметову(В. А. Лопухину); Она ему была кузина; я думаю, он и меня от того любил, что находил в нас сходство, и об ней, его любимой, разговор был". Ведущий2-Так открывается имя той женщины-Варвары Александровны Лопухиной, вышедшей замуж в 1835году за Н. Ф. Бахметова, сделавшего все, чтобы не только имя его жены не проникло в печать, но чтобы вся переписка с Лермонтовым, все вещи, связанные с именем поэта, были уничтожены. Однако Лопухина, уничтожив письма Лермонтова, передала некоторые дорогие ей вещи своей родственнице А. М. Верещагиной, среди них автопортрет поэта, альбом со стихами, зарисовками, карикатурами, а также два ее портрета, рисованные Лермонтовым. Один в образе испанской монахини, из первых очерков "Демона", другой в образе "княгини Лиговской". Благодаря этим портретам мы можем видеть ее такой, какой она виделась самому Лермонтову. / Звучит музыка. Один из ведущих зажигает свечу перед портретом В. А. Лопухиной/ Ведущий1- Итак, настало время приоткрыть лирическую страничку судьбы поэта и узнать, историю его таинственной любви. Ранней юностью в Москве Лермонтов встретился в семье Лопухиных с сестрой своего друга Алексея Александровича Лопухина Варенькой и увлекся ею. Образ девушки пленил воображение молодого поэта. Однако все ее движенья, Улыбки, речи и черты Так полны жизни, вдохновенья, Так полны чудной простоты. Но голос в душу проникает, И сердце любит и страдает, Почти стыдясь любви своей. Ведущий2- "Будучи студентом, - пишет родственник поэта А. П. Шан-Гирей, он был страстно влюблен... в молоденькую. милую, умную, как день, и в полном смысле восхитительную В. А. Лопухину; это была натура пылкая, восторженная, поэтическая и в высшей степени симпатичная. Как теперь помню ее ласковый взгляд и светлую улыбку; ей было лет-15-16...Чувство к ней Лермонтова было безответно, но истинно и сильно, и едва ли не сохранил он его до самой смерти своей..." Я не могу любовь определить, Но это страсть сильнейшая- любить Необходимость мне: и я любил. Всем напряжением душевных сил. Ведущий1-Любовь Михаила Юрьевича к Вареньке жила и развивалась под разными настроениями. Лермонтов сам себе не мог дать ясного отчета в чувстве своем, то полный восторженной радости, то мрачного отчаяния, ревности или презрения; он и отходил, и вновь возвращался к любимому предмету, полный стыда и отчаяния: Как дух отчаяния: Мою ты душу обняла; О, для чего тебе нельзя Ее совсем взять у меня? Моя душа- твой вечный храм; Как божество твой образ там: Не от небес, лишь от него- Я жду спасенья своего... Ведущий2-Лермонтов и Лопухина идеально подходили друг к другу, но случилось так, что молодым и, можно сказать, предназначенным друг другу людям ( вот уж поистине вмешательство" недоброй судьбы") так и не удалось познать взаимного счастья. Летом 1832 года Лермонтов вынужден был оставить учебу в Московском университете и выехать в Петербург, где он определился в Школу гвардейских подпрапорщиков. Лопухина осталась в Москве. Не знали- на какой срок расстаются, оказалось- простились навеки. Ведущий1-В 1835году Лермонтов узнал о помолвке Вареньки Лопухиной с Бахметевым. "В то же время,- вспоминает Шан-Гирей, я имел случай убедиться, что первая страсть Мишеля не исчезла. Мы играли в шахматы. человек подал письмо; Мишель начал его читать, но вдруг изменился в лице и побелел; я испугался и хотел спросить, что такое, но он , подавая мне письмо, сказал "вот новость- прочти"- и вышел из комнаты. Это было известие о предстоящем замужестве В. А. Лопухиной. Что побудило Вареньку выйти замуж за Бахметева? Очевидно, до нее дошли слухи о романе Лермонтова с С. Сушковой, их общей знакомой по Москве, которая когда-то насмехалась над молодым поэтом. Желая "наказать" Сушкову, Лермонтов в Петербурге начал якобы ухаживать за ней, разыгрывая своего рода любовный водевиль. Розыгрыш удался, но для поэта он стал роковой ошибкой. Рассказы о "легком" поведении Лермонтова, упорно хранившего молчание и смеявшегося, когда ему говорили о Лопухиной, заставляли Вареньку уверовать в то, что поэт навсегда от нее отвернулся. Она отдает свою судьбу другому человеку. Впоследствии недоразуменее выяснилось, но было уже поздно что-либо изменить. Ведущий2-Лермонтов не находил себе место. Он желал потопить свою душевную муку в светских удовольствиях и рассеяном образе жизни или литературных занятиях. В последнем случае он, оставаясь верным себе, пытается вверить бумаге волнующее его чувство- изложить событие в художественном произведении. Михаил Юрьевич прилагает все старания, чтобы события драмы "Два брата", совпали с тем, что было между ним и Варенькой. Юрий Радин рассказывает, в присутствии князя и княгини Лиговских, историю любви своей к одной девушке в Москве следующим образом. /Инсценируется фрагмент драмы М. Ю. Лермонтова "Два брата"/ Юрий. Вот видите ,княгиня. Года три с половиной тому назад я был очень коротко знаком с одним семейством, жившим в Москве; лучше сказать, я был принят в нем как родной. Девушка, о которой хочу говорить принадлежит к этому семейству; она была умна, мила до чрезвычайности; красоты ее не описываю, потому что в этом случае писание сделалось бы портретом; имя ее для меня трудно произнести. Князь. Верно очень романтическое? Юрий. Не знаю- но от нее осталось мне одно только имя, которое в минуты тоски привык я произносить как молитву; оно моя собственность. Я его храню, как образ благословения матери, как татарин хранит талисман с могилы пророка. Вера. Вы очень красноречивы. Юрий. Тем лучше. Но слушайте: с самого начала нашего знакомства я не чувствовал к ней ничего особенного, кроме дружбы...говорить с ней, сделать ей удовольствие было мне приятно и только. Ее характер мне нравился: в нем видел я какую -то пылкость, твердость и благородство, редко заметные в наших женщинах, одним словом, что-то первобытное. допотопное, что -то увлекающее- частные встречи, частные прогулки, невольно яркий взгляд, случайное пожатие руки- много ли надо, чтоб разбудить таившуюся искру?.. Во мне она вспыхнула; я был увлечен этой девушкой, я был околдован ею; вокруг нее был какой-то волшебный очерк; вступив за его границу. я уже не принадлежал себе... Прошло три года разлуки, мучительные, пустые три года, я далеко подвинулся дорогой жизни, но драгоценные чувство следовало за мной... Князь. Завязка романа очень обыкновенна. Юрий. Для вас. князь, и развязка покажется обыкновенна...я еенашел замужем,-я проглотил свое бешенство из гордости.. но один бог видел, что происходило здесь. Князь. Ветренность, молодость, неопытность- ее надо простить. Юрий .Князь, я и не думал обвинять ее... но мне больно. Княгиня. (дрожащим голосом). Извините -но, может быть, она нашла человека еще достойнее вас. Юрий. Он стар и глуп. Князь. Ну так очень богат и знатен. Юрий. Да. Князь. Помилуйте -да это нынче главное! ее поступок совершенно в духе века. Юрий. (подумав) С этим не спорю. Ведущий1-В смятении чувств, моральных оценок было брошено ревнивое сердце поэта. Как в заклинании, магическом действии, поэт сжигает являвшийся ему образ .И происходит чудо. Он оказывается нетленным: бушующее пламя ревности не в силах истребить его. Большую плату платит поэт, чтобы добиться цели: убить свою любовь и - проигрывает ставку.. Да, много лет и много горьких иук С тех пор отяготело надо мною; Но пнрвого восторга чудный звук В груди не умирант... Ведущий2-Глубокая и искренняя любовь укрепилась и стала в жизни поэта светлым маяком, к которому он всегда прибегал во время тяжелой борьбы, среди житейских и душевных бурь. Но Михаил Юрьевич тщательно скрывает перед другими свои чувства к любимой: Я не хоч, чтоб свет узнал Мою таинственную повесть: Как я любил, за что страдал; Тому судья лишь бог да совесть. Угрюмый жилец двух стихий, он, кроме бури и громов, никому своей думы не вверит, по степям ли России, беспокойный странник, он думает и мечтает о ней. Горячая молитва восходит к престолу Превечного. Матери божией поручает он любимое создание. /Звучит романс М. Глинки на слова М. Ю. Лермонтова "Молитва" ( Я, Матерь Божия, ныне с молитвою")/ Я, матерь божия, ныне с молитвою Пред твоим образом, ярким сиянием, Не о спасении, не перед битвою, Не с благодарностью иль покаянием. Не за свою молю душу достойную, За душу странника в свете безродного; Но я вручить хочу деву невинную Теплой заступнице мира холодного. Окружи счастьем душу достойную, Дай ей сопутников, полных внимания, Молодость светлую, старость покойную, Сердцу незлобному мир упования. Срок ли приблизится часу прощальному В утро ли шумное, в ночь ли безгласную- Ты восприять пошли к ложу печальному Лучшего ангела душу прекрасную. Ведущий1-Однажды после долгой разлуки с любимой Лермонтов имел случай в третьем месте увидеть дочь Варвары Александровны. Он долго ласкал ребенка, потом горько заплакал и вышел в другую комнату. Под этим впечатлением было написано стихотворение" «Ребенку": О грозах юности томим воспоминаньям, С отрадой тайною и тайным содроганием, Прекрасное дитя, я на тебя смотрю... О, если б знало ты, как я тебя люблю!... ... Не правда ль, говорят; Ты на нее похож?- Увы! года летят; Страданья ее до срока изменили, Но верные мечты тот образ сохранили, В груди; моей тот взор, исполненный огня, Всегда со мной... Ведущий2-Изучение творческого наследия Лермонтова приводит исследователей к заключению, что большинство произведений поэта не является чистым вымыслом, под ним всегда угадываются реальные факты и лица. Так отношения с Лопухиной, ее "таинственный", но всегда привлекательный и милый образ нашли отражения не только в лирике поэта, но и в драмматургии "Маскарад", а также в прозе "Княгиня Лиговская", "Герой нашего времени". /Звучит музыкальная заставка/ Ведущий1-Судьба Варвары Александровны сложилась печально. Последний раз виделась она с поэтом весной 1838года, когда приехала в Петербург с мужем, направляясь за границу на лечение. Вот как описывает Шан-Гирей эту встречу: "Лермонтов был в Царском, я послал к нему нарочного, а сам поскакал к ней. Боже мой, как болезненно сжалось мое сердце при виде ее! Бледная, худая, и тени не было прежней Вареньки, только глаза сохранили свой блеск и были такие же ласковые, как и прежде. "Ну, как вы здесь живете?"- "Почему же это вы?" -"Потому что я спрашиваю про двоих".- "Живем, как бог послал, а думаем и чувствуем, как в старину. Впрочем, другой ответ будет из Царского через два часа" .Это была наша последняя встреча; ни ему, ни мне не суждено было ее больше видеть". Остались только воспоминания, чудесные стихи да обмен поклонами через письма родственников. Ведущий2-Глубокое чувство к Лопухиной продолжало жить в сердце Лермонтова. В 1840году, после сражения у речки Валерик, поэт послал Варваре Александровне свое замечательное стихотворение, в котором писал: Но я вас помню- да и точно, Я вас никак забыть не мог! Во-первых, потому, что много, И долго, долго вас любил, Потом страданьем и тревогой За дни блаженства заплатил; Потом в раскаянье бесплодном Влачил я цепь тяжелых лет; И размышлением холодным Убил последний жизни цвет. С людьми сближаясь осторожно, Забыл я шум младых проказ, Любовь, поэзию- но вас Забыть мне было невозможно. Посылая Лопухиной один из списков "Демона", поэт написал в конце обращенное к ней посвящение: Я кончил- и в груди невольное сомненье Займет ли вновь тебя давно знакомый звук Стихов неведомых задумчивое пенье, Тебя, забывчивый, но незабвенный друг? Ведущий1- В 1841году Михаил Юрьевич пишет лирическое стихотворение "Оправдание" по адресу Варвары Александровны. Это скорее моление о прощении. Как бы предчувствуя возможность близкой смерти своей, которая наконец угомонит то сердце, "где так безумно, так напрасно с враждой боролося любовь", поэт видит и горькую участь, которая может постичь предмет его любви. Когда пред общим приговором Ты смолкнешь, голову склоня, И будет для тебя позором Любовь безгрешная твоя, Тогда, кто страстью и пороком Затмил твои младые дни, Молю: язвительным упреком Ты в оный час не помяни. Но пред судом толпы лукавой Скажи, что прощать святое право Страданьем куплено тобой. Не прошло и шести месяцев, предчувствие о близкой смерти оправдалось, и перед самой кончиной своей поэт еще раз взывает к своему идеалу, уверенный, что дорогая женщина на далеком севере одновременно с ним видит тот же сон; его труп в жаркой долине Кавказа, среди желтеющих вершин скал, сжигаемых полуденным солнцем,- труп с дымящейся в груди раной, труп одинокого, не понятного странника- бойца и пророка. Ведущий2-Тяжело встретила весть о гибели поэта В. А.Лопухина. Об этом свидетельствует письмо ее старшей сестры от 18 сентября 1841 года:" Последние известия о моей сестре Бахметевой поистине печальны. Она вновь больна, ее нервы так расстроенны, что она вынуждена была провести около двух недель в постели, настолько была слаба. Муж предлагал ей ехать в Москву- она отказалась, за границу- отказалась и заявила, что решительно не желает больше лечиться. Быть может, я ощибаюсь, но отношу это расстройство к смерти Мишеля, посколько эти обстоятельства так близко сходятся, что это не может не возбудить известных подозрений..." Варенька вынуждена была скрывать свои чувства, а после смерти родственники Бахметева постарались предать забвению историю ее взаимоотношений с Лермонтовым. /Звучит музыка, на фоне продолжается повествование/ Ведущий1-После гибели поэта его тело было перевезено с Кавказа в Тарханы и перезахоронено в небольшой кирпичной часовне рядом с его матерью и дедом. Здесь поэт и обрел вечный покой. Над его могилкой стоит большой, из черного мрамора, памятник, на котором выбита простая надпись «Михайло Юрьевич Лермонтов", а по бокам даты рождения(3 октября1814года) и смерти(15 июля 1841 года). Десятки тысяч людей ежегодно посещают это ставшее для всех святым место. Но есть еще одна могила, незримо связанная с именем поэта. О ней мало кто знает. Она находится в Москве под древними сводами одной из церквей Донского монастыря. Здесь похоронена Варвара Александровна Лопухина, которую с юных лет до самой смерти так беззаветно и преданно любил Лермонтов. И кажется нам, что и сейчас поэт занят с ней «таинственным разговором», когда мы читаем строки его стихов: Послушай, быть может, когда мы покинем Навек этот мир, где душою так стынем, Быть может, в стране, где не знают обмана. Ты ангелом будешь, я демоном стану! Клянися тогда позабыть, дорогая, Для прежнего друга все счастия рая! Пусть мрачный изгнанник, судьбой осужденный, Тебе будет раем, а ты мне- вселенной. /музыка затихает/ Литература: Андреев- Кривич А. С. Всеведенье поэта.- М.:Сов. Россия,1978.-272с. Висковатый П. А. Лермонтов: Жизнь и творчество.- М. :Книга, 1989.-348с. | |
Просмотров: 1198 | |
Всего комментариев: 0 | |