Главная » Статьи » Сценарии и разработки

Последние стихи

Действующие лица:

двое ведущих; Юрий Радин; князь и княгиня Лиговские.

Оформление:

В середине сцены стоит дамский столик, на нем расположены старинные предметы: овальное зеркало, свечи, статуэтка, шкатулка, соломенная шляпка, здесь же находится один из портретов В. А. Лопухиной, рисованный М. Ю. Лермонтов; по разные стороны столика стоит два кресла, предназначенные для ведущих; в правой стороне сцены расположен цветник и стоят три банкетки, в этом месте по ходу действия будет разыгрываться отрывок из драмы М. Ю. Лермонтова " Два брата"

Музыкальное оформление:

цикл "Времена года" , А. Вивальди, романс М. Глинки на слова М. Ю. Лермонтова "Молитва" ( "Я , Матерь Божия , ныне с молитвою").

/Звучит музыкальная заставка, на ее фоне ведущий начинает повествование./

Ведущий 1- "Во всяком сердце, во всякой жизни прбежало чувство, промелькнуло событие, которых никто не откроет, а они- то самые важные есть; они -то обыкновенно дают тайное направление чувствам и прступкам",- писал когда-то Лермонтов. Таким событием в его жизни и явилась любовь к женщине, имя которой было окутано дымкой таинства и загадки. Это имя было неизвестно не только читавшим его произведения, но даже тем, кто внимательно изучал его биографию и творчество. А писал Лермонтов об этой женщине часто, много, всегда ее помнил- памятью горькой и тревожной, так никогда его и не оставившей.

/ Музыка затихает./

Ведущий 2- Сейчас невольно захотелось перечитать одно из последних стихотворений поэта, написанное незадолго до гибели.

Нет, не тебя так пылко я люблю,

Не для меня красы твоей блистанье:

Люблю в тебе я прошлое страданье

И молодость погибшую мою.

Когда порой я на тебя смотрю,

В твои глаза внимая долгим взором:

Таинственным я занят разговором,

Но не с тобой я сердцем говорю.

Я говорю с подругой юных дней,

В твоих чертах ищу черты другие,

В устах живых уста давно немые,

В глазах огонь угаснувших очей.

В этом стихотворении Лермонтов хотел с кем-то проститься. Проститься перед смертью. "Таинственным я занят разговором..." С кем говорил поэт? Стихотворение оказалось загадочным. Прочитав последние две строчки, можно подумать, что женщина, к которой он обращался, умерла. Нет, она жива. Почему же он с ней так говорил - будто об умершей? Она ушла из его жизни.

Хочется знать, к кому обращены эти слова любви, ставшие как бы прощальными словами поэта.

Ведущий1-По справедливому предложению комментаторов Лермонтова, стихотворение адресовано дальней родственнице поэта Екатерине Быховец, с которой он встречался в последние дни своей жизни. Но, по существу, стихи обращены к другой женщине, глубокое чувство к которой, как это явствует из самого стихотворения, Лермонтов пронес через всю жизнь и образ которой неизменно вставал перед ним в предчувствии близкой гибели.

Кто же она, эта женщина?

В 1892 году в журнале "Русская старина" опубликовано письмо Екатерины Быховец от 5 августа 1841года, в котором она рассказывает о последней встрече с поэтом в колонии Каррас всего за какой-нибудь час до его дуэли с Мартыновым. В письме имеются следующие строки: "Он (Лермонтов) был страстно влюблен в В. А. Бахметову(В. А. Лопухину); Она ему была кузина; я думаю, он и меня от того любил, что находил в нас сходство, и об ней, его любимой, разговор был".

Ведущий2-Так открывается имя той женщины-Варвары Александровны Лопухиной, вышедшей замуж в 1835году за Н. Ф. Бахметова, сделавшего все, чтобы не только имя его жены не проникло в печать, но чтобы вся переписка с Лермонтовым, все вещи, связанные с именем поэта, были уничтожены.

Однако Лопухина, уничтожив письма Лермонтова, передала некоторые дорогие ей вещи своей родственнице А. М. Верещагиной, среди них автопортрет поэта, альбом со стихами, зарисовками, карикатурами, а также два ее портрета, рисованные Лермонтовым. Один в образе испанской монахини, из первых очерков "Демона", другой в образе "княгини Лиговской". Благодаря этим портретам мы можем видеть ее такой, какой она виделась самому Лермонтову.

/ Звучит музыка. Один из ведущих зажигает свечу перед портретом В. А. Лопухиной/

Ведущий1- Итак, настало время приоткрыть лирическую страничку судьбы поэта и узнать, историю его таинственной любви.

Ранней юностью в Москве Лермонтов встретился в семье Лопухиных с сестрой своего друга Алексея Александровича Лопухина Варенькой и увлекся ею. Образ девушки пленил воображение молодого поэта.

Однако все ее движенья,

Улыбки, речи и черты

Так полны жизни, вдохновенья,

Так полны чудной простоты.

Но голос в душу проникает,

И сердце любит и страдает,

Почти стыдясь любви своей.

Ведущий2- "Будучи студентом, - пишет родственник поэта А. П. Шан-Гирей, он был страстно влюблен... в молоденькую. милую, умную, как день, и в полном смысле восхитительную В. А. Лопухину; это была натура пылкая, восторженная, поэтическая и в высшей степени симпатичная. Как теперь помню ее ласковый взгляд и светлую улыбку; ей было лет-15-16...Чувство к ней Лермонтова было безответно, но истинно и сильно, и едва ли не сохранил он его до самой смерти своей..."

Я не могу любовь определить,

Но это страсть сильнейшая-

любить

Необходимость мне: и я

любил.

Всем напряжением

душевных сил.

Ведущий1-Любовь Михаила Юрьевича к Вареньке жила и развивалась под разными настроениями. Лермонтов сам себе не мог дать ясного отчета в чувстве своем, то полный восторженной радости, то мрачного отчаяния, ревности или презрения; он и отходил, и вновь возвращался к любимому предмету, полный стыда и отчаяния:

Как дух отчаяния:

Мою ты душу обняла;

О, для чего тебе нельзя

Ее совсем взять у меня?

Моя душа- твой вечный храм;

Как божество твой образ там:

Не от небес, лишь от него-

Я жду спасенья своего...

Ведущий2-Лермонтов и Лопухина идеально подходили друг к другу, но случилось так, что молодым и, можно сказать, предназначенным друг другу людям ( вот уж поистине вмешательство" недоброй судьбы") так и не удалось познать взаимного счастья.

Летом 1832 года Лермонтов вынужден был оставить учебу в Московском университете и выехать в Петербург, где он определился в Школу гвардейских подпрапорщиков. Лопухина осталась в Москве. Не знали- на какой срок расстаются, оказалось- простились навеки.

Ведущий1-В 1835году Лермонтов узнал о помолвке Вареньки Лопухиной с Бахметевым. "В то же время,- вспоминает Шан-Гирей, я имел случай убедиться, что первая страсть Мишеля не исчезла. Мы играли в шахматы. человек подал письмо; Мишель начал его читать, но вдруг изменился в лице и побелел; я испугался и хотел спросить, что такое, но он , подавая мне письмо, сказал "вот новость- прочти"- и вышел из комнаты. Это было известие о предстоящем замужестве В. А. Лопухиной.

Что побудило Вареньку выйти замуж за Бахметева? Очевидно, до нее дошли слухи о романе Лермонтова с С. Сушковой, их общей знакомой по Москве, которая когда-то насмехалась над молодым поэтом. Желая "наказать" Сушкову, Лермонтов в Петербурге начал якобы ухаживать за ней, разыгрывая своего рода любовный водевиль. Розыгрыш удался, но для поэта он стал роковой ошибкой. Рассказы о "легком" поведении Лермонтова, упорно хранившего молчание и смеявшегося, когда ему говорили о Лопухиной, заставляли Вареньку уверовать в то, что поэт навсегда от нее отвернулся. Она отдает свою судьбу другому человеку. Впоследствии недоразуменее выяснилось, но было уже поздно что-либо изменить.

Ведущий2-Лермонтов не находил себе место. Он желал потопить свою душевную муку в светских удовольствиях и рассеяном образе жизни или литературных занятиях. В последнем случае он, оставаясь верным себе, пытается вверить бумаге волнующее его чувство- изложить событие в художественном произведении. Михаил Юрьевич прилагает все старания, чтобы события драмы "Два брата", совпали с тем, что было между ним и Варенькой. Юрий Радин рассказывает, в присутствии князя и княгини Лиговских, историю любви своей к одной девушке в Москве следующим образом.

/Инсценируется фрагмент драмы М. Ю. Лермонтова "Два брата"/

Юрий. Вот видите ,княгиня. Года три с половиной тому назад я был очень коротко знаком с одним семейством, жившим в Москве; лучше сказать, я был

принят в нем как родной. Девушка, о которой хочу говорить принадлежит к этому семейству; она была умна, мила до чрезвычайности; красоты ее не описываю, потому что в этом случае писание сделалось бы портретом; имя ее для меня трудно произнести.

Князь. Верно очень романтическое?

Юрий. Не знаю- но от нее осталось мне одно только имя, которое в минуты тоски привык я произносить как молитву; оно моя собственность. Я его храню, как образ благословения матери, как татарин хранит талисман с могилы пророка.

Вера. Вы очень красноречивы.

Юрий. Тем лучше. Но слушайте: с самого начала нашего знакомства я не чувствовал к ней ничего особенного, кроме дружбы...говорить с ней, сделать ей удовольствие было мне приятно и только. Ее характер мне нравился: в нем видел я какую -то пылкость, твердость и благородство, редко заметные в наших женщинах, одним словом, что-то первобытное. допотопное, что -то увлекающее- частные встречи, частные прогулки, невольно яркий взгляд, случайное пожатие руки- много ли надо, чтоб разбудить таившуюся искру?.. Во мне она вспыхнула; я был увлечен этой девушкой, я был околдован ею; вокруг нее был какой-то волшебный очерк; вступив за его границу. я уже не принадлежал себе... Прошло три года разлуки, мучительные, пустые три года, я далеко подвинулся дорогой жизни, но драгоценные чувство следовало за мной...

Князь. Завязка романа очень обыкновенна.

Юрий. Для вас. князь, и развязка покажется обыкновенна...я еенашел замужем,-я проглотил свое бешенство из гордости.. но один бог видел, что происходило здесь.

Князь. Ветренность, молодость, неопытность- ее надо простить.

Юрий .Князь, я и не думал обвинять ее... но мне больно.

Княгиня. (дрожащим голосом). Извините -но, может быть, она нашла человека еще достойнее вас.

Юрий. Он стар и глуп.

Князь. Ну так очень богат и знатен.

Юрий. Да.

Князь. Помилуйте -да это нынче главное! ее поступок совершенно в духе века.

Юрий. (подумав) С этим не спорю.

Ведущий1-В смятении чувств, моральных оценок было брошено ревнивое сердце поэта. Как в заклинании, магическом действии, поэт сжигает являвшийся ему образ .И происходит чудо. Он оказывается нетленным:

бушующее пламя ревности не в силах истребить его. Большую плату платит поэт, чтобы добиться цели: убить свою любовь и - проигрывает ставку..

Да, много лет и много горьких иук

С тех пор отяготело надо мною;

Но пнрвого восторга чудный звук

В груди не умирант...

Ведущий2-Глубокая и искренняя любовь укрепилась и стала в жизни поэта светлым маяком, к которому он всегда прибегал во время тяжелой борьбы, среди житейских и душевных бурь. Но Михаил Юрьевич тщательно скрывает перед другими свои чувства к любимой:

Я не хоч, чтоб свет узнал

Мою таинственную повесть:

Как я любил, за что страдал;

Тому судья лишь бог да совесть.

Угрюмый жилец двух стихий, он, кроме бури и громов, никому своей думы не вверит, по степям ли России, беспокойный странник, он думает и мечтает о ней. Горячая молитва восходит к престолу Превечного. Матери божией поручает он любимое создание.

/Звучит романс М. Глинки на слова М. Ю. Лермонтова "Молитва" ( Я, Матерь Божия, ныне с молитвою")/

Я, матерь божия, ныне с молитвою

Пред твоим образом, ярким сиянием,

Не о спасении, не перед битвою,

Не с благодарностью иль покаянием.

Не за свою молю душу достойную,

За душу странника в свете безродного;

Но я вручить хочу деву невинную

Теплой заступнице мира холодного.

Окружи счастьем душу достойную,

Дай ей сопутников, полных внимания,

Молодость светлую, старость покойную,

Сердцу незлобному мир упования.

Срок ли приблизится часу прощальному

В утро ли шумное, в ночь ли безгласную-

Ты восприять пошли к ложу печальному

Лучшего ангела душу прекрасную.

Ведущий1-Однажды после долгой разлуки с любимой Лермонтов имел случай в третьем месте увидеть дочь Варвары Александровны. Он долго ласкал ребенка, потом горько заплакал и вышел в другую комнату. Под этим впечатлением было написано стихотворение" «Ребенку":

О грозах юности томим воспоминаньям,

С отрадой тайною и тайным содроганием,

Прекрасное дитя, я на тебя смотрю...

О, если б знало ты, как я тебя люблю!...

... Не правда ль, говорят;

Ты на нее похож?- Увы! года летят;

Страданья ее до срока изменили,

Но верные мечты тот образ сохранили,

В груди; моей тот взор, исполненный огня,

Всегда со мной...

Ведущий2-Изучение творческого наследия Лермонтова приводит исследователей к заключению, что большинство произведений поэта не является чистым вымыслом, под ним всегда угадываются реальные факты и лица. Так отношения с Лопухиной, ее "таинственный", но всегда привлекательный и милый образ нашли отражения не только в лирике поэта, но и в драмматургии "Маскарад", а также в прозе "Княгиня Лиговская", "Герой нашего времени".

/Звучит музыкальная заставка/

Ведущий1-Судьба Варвары Александровны сложилась печально. Последний раз виделась она с поэтом весной 1838года, когда приехала в Петербург с мужем, направляясь за границу на лечение. Вот как описывает Шан-Гирей эту встречу: "Лермонтов был в Царском, я послал к нему нарочного, а сам поскакал к ней. Боже мой, как болезненно сжалось мое сердце при виде ее! Бледная, худая, и тени не было прежней Вареньки, только глаза сохранили свой блеск и были такие же ласковые, как и прежде. "Ну, как вы здесь живете?"- "Почему же это вы?" -"Потому что я спрашиваю про двоих".- "Живем, как бог послал, а думаем и чувствуем, как в старину. Впрочем, другой ответ будет из Царского через два часа" .Это была наша последняя встреча; ни ему, ни мне не суждено было ее больше видеть". Остались только воспоминания, чудесные стихи да обмен поклонами через письма родственников.

Ведущий2-Глубокое чувство к Лопухиной продолжало жить в сердце Лермонтова. В 1840году, после сражения у речки Валерик, поэт послал Варваре Александровне свое замечательное стихотворение, в котором писал:

Но я вас помню- да и точно,

Я вас никак забыть не мог!

Во-первых, потому, что много,

И долго, долго вас любил,

Потом страданьем и тревогой

За дни блаженства заплатил;

Потом в раскаянье бесплодном

Влачил я цепь тяжелых лет;

И размышлением холодным

Убил последний жизни цвет.

С людьми сближаясь осторожно,

Забыл я шум младых проказ,

Любовь, поэзию- но вас

Забыть мне было невозможно.

Посылая Лопухиной один из списков "Демона", поэт написал в конце обращенное к ней посвящение:

Я кончил- и в груди невольное сомненье

Займет ли вновь тебя давно знакомый звук

Стихов неведомых задумчивое пенье,

Тебя, забывчивый, но незабвенный друг?

Ведущий1- В 1841году Михаил Юрьевич пишет лирическое стихотворение "Оправдание" по адресу Варвары Александровны. Это скорее моление о прощении. Как бы предчувствуя возможность близкой смерти своей, которая наконец угомонит то сердце, "где так безумно, так напрасно с враждой боролося любовь", поэт видит и горькую участь, которая может постичь предмет его любви.

Когда пред общим приговором

Ты смолкнешь, голову склоня,

И будет для тебя позором

Любовь безгрешная твоя,

Тогда, кто страстью и пороком

Затмил твои младые дни,

Молю: язвительным упреком

Ты в оный час не помяни.

Но пред судом толпы лукавой

Скажи, что прощать святое право

Страданьем куплено тобой.

Не прошло и шести месяцев, предчувствие о близкой смерти оправдалось, и

перед самой кончиной своей поэт еще раз взывает к своему идеалу, уверенный, что дорогая женщина на далеком севере одновременно с ним видит тот же сон; его труп в жаркой долине Кавказа, среди желтеющих вершин скал, сжигаемых полуденным солнцем,- труп с дымящейся в груди раной, труп одинокого, не понятного странника- бойца и пророка.

Ведущий2-Тяжело встретила весть о гибели поэта В. А.Лопухина. Об этом свидетельствует письмо ее старшей сестры от 18 сентября 1841 года:" Последние известия о моей сестре Бахметевой поистине печальны. Она вновь больна, ее нервы так расстроенны, что она вынуждена была провести около двух недель в постели, настолько была слаба. Муж предлагал ей ехать в Москву- она отказалась, за границу- отказалась и заявила, что решительно не желает больше лечиться. Быть может, я ощибаюсь, но отношу это расстройство к смерти Мишеля, посколько эти обстоятельства так близко сходятся, что это не может не возбудить известных подозрений..." Варенька вынуждена была скрывать свои чувства, а после смерти родственники Бахметева постарались предать забвению историю ее взаимоотношений с Лермонтовым.

/Звучит музыка, на фоне продолжается повествование/

Ведущий1-После гибели поэта его тело было перевезено с Кавказа в Тарханы и перезахоронено в небольшой кирпичной часовне рядом с его матерью и дедом. Здесь поэт и обрел вечный покой. Над его могилкой стоит большой, из черного мрамора, памятник, на котором выбита простая надпись «Михайло Юрьевич Лермонтов", а по бокам даты рождения(3 октября1814года) и смерти(15 июля 1841 года). Десятки тысяч людей ежегодно посещают это ставшее для всех святым место.

Но есть еще одна могила, незримо связанная с именем поэта. О ней мало кто знает. Она находится в Москве под древними сводами одной из церквей Донского монастыря. Здесь похоронена Варвара Александровна Лопухина, которую с юных лет до самой смерти так беззаветно и преданно любил Лермонтов. И кажется нам, что и сейчас поэт занят с ней «таинственным разговором», когда мы читаем строки его стихов:

Послушай, быть может, когда мы покинем

Навек этот мир, где душою так стынем,

Быть может, в стране, где не знают обмана.

Ты ангелом будешь, я демоном стану!

Клянися тогда позабыть, дорогая,

Для прежнего друга все счастия рая!

Пусть мрачный изгнанник, судьбой осужденный,

Тебе будет раем, а ты мне- вселенной.

/музыка затихает/

Литература:

Андреев- Кривич А. С. Всеведенье поэта.- М.:Сов. Россия,1978.-272с.

Висковатый П. А. Лермонтов: Жизнь и творчество.- М. :Книга, 1989.-348с.

Категория: Сценарии и разработки | Добавил: Ingreed (04.12.2013)
Просмотров: 1198 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]