Главная » Статьи » Сценарии и разработки

М. Ю. Лермонтов

Библиотекарь: В октябре 2014   года исполняется 200 лет   со дня рождения  

                           М. Ю. Лермонтова. /1814 – 1841/.

«Михаил Юрьевич Лермонтов, прожив такую короткую жизнь, создал огромный мир и сделался  величайшим русским поэтом, равным Пушкину. Стихи и проза Лермонтова прежде всего ставит читателя перед самим собой, заставляют задуматься о себе, о своём месте в мире. Он зажигает души стремлением к добру, красоте, умению противостоять жизненным бурям, и в них  этот романтический огонь не угасает уже никогда». /Наровчатов С./

Как часто мы говорим «поэт Лермонтов» и никогда не задумываемся, что за этим понятием стоит человек с неповторимой судьбой.

Изучая творчество поэта, мы должны  непременно знать не только его стихи, но и как рождались эти шедевры великого поэта, что это был за человек, как он жил, что чувствовал, кого любил…Облик Лермонтова – Поэта неотделим от облика Лермонтова – Человека. Знание обстоятельств жизни поэта позволит усилить интерес к творчеству Лермонтова, позволит глубже его понять.

« Я люблю вас, но живого, а не мумию», обращался Маяковский к Пушкину.  А мы должны знать не « мумифицированный», а живой и человечный образ одного из величайших созидателей новой русской литературы первой половины 19 века – Михаила Юрьевича Лермонтова.

Оформление сцены:

  • Слева, на авансцене – небольшой столик, на котором «старинный» подсвечник, или ваза с цветами, или книги, или два стула. Этот уголок предназначен для двух ведущих: в течение вечера они будут выполнять функцию связующего звена между выступающими чтецами, а также будут комментировать некоторые отрывки;
  • Справа, на авансцене – поставленные в полукруг несколько стульев;
  • Отрывки из произведений современников М. Ю. Лермонтова, для которых привлечено 2 чтеца, предлагается разыграть, как небольшие сценки.

          /за сценой/ На экране портрет Е. А. Сушковой.

Чтец:

Вблизи тебя до этих пор

Я не слыхал в груди огня;

Встречал ли твой волшебный взор…

Не билось сердце у меня.

И пламень звёздочных очей,

Который вечно, может быть,

Останется в груди моей,

Не мог меня воспламенить.

К чему ж разлуки первый звук

Меня заставил трепетать?

Он не предвестник долгих мук,

Я не люблю! Зачем страдать?

Однако же хоть день, хоть час

Желал бы дольше здесь пробыть,

Чтоб блеском ваших чудных глаз

Тревогу мыслей усмирить

          /М. Ю. Лермонтов «К.С.».  1830г./

 

на экране Московский университетский пансион/

Ведущий - 

Сушкова пишет, что Лермонтов учился в Университетском пансионе. Это было замечательное учёное заведение. В нём в своё время воспитывались Жуковский, Грибоедов, Чаадаев, многие декабристы… Николай 2 , посетив пансион, был недоволен атмосферой. Пансион был преобразован в гимназию, были введены розги. М. Ю. Лермонтов, в числе других, оставил пансион.

    Чтец:  /за сценой/

Поверь, ничтожество есть благо в здешнем свете.

К чему глубокие познанья, жажда славы, 

Талант и пылкая любовь свободы,

Когда мы их употреблять не можем.

Мы, дети севера, как здешние растенья,

Цветём недолго, быстро увядаем…

Как солнце зимнее на сером небосклоне,

Так пасмурна жизнь наша. Так недолго

Её однообразное теченье…

       / Лермонтов М. Ю. «Монолог» 1829г./

Ведущий – Вскоре Лермонтов поступил в Московский университет.

/Сценка: занято трое участников. Выходят 2 чтеца /на авансцене/

1 – й чтец: Студент Лермонтов, в котором тогда никто из нас не мог представить будущего замечательного поэта, имел тяжёлый, несходчивый характер, держал себя совершенно отдельно от всех своих товарищей, за что, в свою очередь, и ему платили тем же. Его не любили, отдалялись от него и, не имея с ним ничего общего, не обращали на него никакого внимания.

2 – й чтец:  Он даже и садился постоянно на одном месте, отдельно от других, в углу аудитории, у окна, облокотясь, по обыкновению. На один локоть и углубляясь в чтение принесённой книги, не слушал профессиональных лекций. Это бросалось всем в глаза. Шум, происходивший при перемене…, не производил никакого на него действия.

Чтец   /за сценой/

Мне нужно действовать, я каждый день

Бессмертным сделать бы желал, как тень

Великого героя, и понять

Я не могу, что значит отдыхать.

Всегда кипит и зреет что – нибудь

В моём уме, желанье и тоска

Тревожат беспрестанно эту грудь.

Но что ж? Мне жизнь все как – то коротка

И всё боюсь. Что не успею я

Свершить чего – то…

             /М Ю. Лермонтов «1831 –го июня 2 дня/

1 – й чтец:Роста он был небольшого, слажен некрасиво, лицом смугл; тёмные его волосы были приглажены на голове, тёмно – карие большие глаза пронзительно впивались в человека.

2 – й чтец: вся фигура этого студента внушала какое – то безотчётное к себе нерасположение.

3  - й чтец:     /подходит к 2 – м чтецам/

Лермонтов любил посещать каждый вторник тогдашнее великолепное московское Благородное собрание, блестящие балы которого были очаровательны. Он всегда был изысканно одет.

1 – й чтец: а при встрече с ним…

2 – й чтец: делал вид, будто нас не замечает. Не похоже было, что мы с ним были в одном университете, на одном факультете и на одном и том же курсе.

3 – й чтец: он постоянно окружён был хорошенькими молодыми дамами высшего общества и довольно фамильярно разговаривал и прохаживался по залам с почтением и влиятельными лицами…

                  / Н. Ф. Винстенгоф « Из моих воспоминаний»/

1 – й чтец: /после паузы/

Будучи студентом, он был страстно влюблён, но не в мисс Блак -айс /Сушкову/…, а в молоденькую, милую, умную, как день, и в полном смысле восхитительную Варвару Александровну Лопухину, это была натура пылкая, восторженная, поэтическая и в высшей степени симпатичная. Как теперь помню её ласковый взгляд и светлую улыбку; ей было лет 15 – 16.  Чувство Лермонтова к ней было безответно, но истинно и сильно, и едва ли не сохранил он до самой смерти своей, несмотря на некоторые последующие увлечения.

          / А. П. Шан – Гирей «М. Ю. Лермонтов»/

Чтец       /в глубине сцены/. На экране портрет В. А. Лопухиной.

Прими мой дар, моя Мадонна!

С тех пор, как мне явилась ты,

Моя любовь мне оборона

От порицаний клеветы.

Такой любви нельзя не верить,

И взор не скроет ничего:

Ты не способна лицемерить

Ты слишком ангел для того!

Скажу ли? – предан самовластью

Страстей печальных и судьбе,

Я счастьем не обязан счастью,

Но всем обязан я – тебе.

Как демон, хладный и суровый,

Я в мире веселился элем,

Обманы были мне не новы,

И яд был на сердце моём;

Теперь, как мрачный этот гений,

Я близ тебя опять воскресенье

Для непорочных наслаждений,

И для надежд, и для небес.

     /М. Ю. Лермонтов «Демон» Посвящение, 1831г./

/чтецы расходятся/

2 – й чтец: /после паузы/

Не проучившись в Московском университете и года, Лермонтов оставил его  и поступил в школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров.

/трое чтецов на сцене, справа. На экране портрет М. Ю. Лермонтова – юнкера/

1 – й чтец: В юнкерской школе Лермонтов был со всеми товарищами, хотя некоторые из них не очень любили его за то, что он преследовал их своими остротами и насмешками за всё ложное,

 натянутое и неестественное, чего никак не мог переносить.

2 – й чтец: Зимой, в начале 1834 года, кто – то из нас предложил  издавать в школе журнал, конечно, рукописный… Кто писал и хотел помещать свои сочинения, тот клал рукопись в назначенный для того  ящик… По средам вынимались из ящика статьи и сшивались, составляя довольно толстую тетрадь, которая вечером в тот же день, при сборе всех нас, громко прочитывалась. При этом смех и шутки не умолкали. В одной из тетрадей…, журнала было помещено следующее шутливое стихотворение Лермонтова «Юнкерская молитва»:

Царю небесный!

Спаси меня

От куртки тесной,

Как от огня.

От маршировки

Меня избавь,

В парадировки

Меня не ставь.

Пускай в манеже

Мне опоздать!

Алёхин  глаз

Как можно реже

Там видел нас.

Ещё моленье

Позволь послать –

Дай в воскресенье

Мне опоздать!

То есть прийти из отпуска позже 9 часов и, разумеется, безнаказанно.

3 – й чтец :Никто из нас тогда, конечно, не подозревал и не разгадывал великого таланта в Лермонтове. Да были тогда досуг и охота нам что – нибудь разгадывать, нам, юношам в семнадцать лет, смело и горячо начинавшим жизнь, что называется, без оглядки и разгадки. В то время Лермонтов писал не одни шаловливые стихотворения, но только немногим  немногие показывал из написанного.

                       /А. М. Меринский « Воспоминания о Лермонтове»/

/Чтецы уходят/

1 –й ведущий: Например, вот это стихотворение.

Чтец: Никто моим словам не внемлет… я один.

            День гаснет…красными рисуясь полосами,   

            На запад уклонились тучи, и камин трещит предо мной.

              Я полон весь мечтами о будущем… и дни мои толпой

             Однообразною проходят предо мной,

             И тщетно я ищу смущенными очами

              Меж них хоть день один, отмеченный судьбой!

                                                                 /1836г./

2 – й ведущий: В январе 1837года… все были внезапно поражены слухами о смерти Пушкина. Под свежим впечатлением истинного горя и негодования, Лермонтов в один присест написал несколько строф, разнёсшихся в два дня по всему городу. С тех пор всем, кому дорого русское слово, стало известно имя Лермонтова.

                           /А. П. Шан – Гирей «М. Ю. Лермонтов»/

1 – й ведущий: Как известно, Лермонтов за стихотворение «Смерть поэта» был переведён из Лейг – гвардии гусарского полка в Нижегородский гусарский полк, который находился в то время на Кавказе. «Герой нашего времени», поэма «Мцири», «Беглец», «Демон», сказка «Ашик – Кериб», множество стихотворений – всё это явилось плодом скитаний Лермонтова по Северному Кавказу и Закавказью. Вскоре в Тифлисе состоялся смотр воскам, царь былдоволен, и это сказалось на судьбе поэта - –ысочайшим приказом было объявлено о переводе Лермонтова в гусарский полк, который стоял под Подгородом. Поэт возвращался из Грузии, везя неисчерпаемый клад впечатлений и новые замечательные замыслы.

3 – й ведущий: Зимой 1839 года Лермонтов был сильно заинтересован княгиней Щербатовой. Она была молодая вдова, и такая красавица, «что ни в сказке сказать, ни пером описать» / как говорил о ней поэт/. На очаровательную женщину обратил внимание и господин Барант, сын тогдашнего французского посланника в Петербурге. Немножко слишком явное предпочтение, оказанное на балу счастливому сопернику взорвало Баранта, он подошёл к Лермонтову и сказал запальчиво: « Вы слишком пользуетесь тем, что мы в стране, где дуэль воспрещена…» «Это ничего не значит, - отвечал тот, - я весь к вашим услугам». И на завтра была назначена встреча… Противники сперва дрались на шпагах. У Лермонтова переломилась шпага, и Барант слегка ранил его в руку. Затем стрелялись. Барант выстрелил и дал промах. Лермонтов выстрелил в воздух. Противники помирились и разъехались.

2 – й ведущий: Тем и дело кончилось?

3 – й ведущий: Да нет Лермонтов попал в Петербургскую офицерскую тюрьму, где пробыл недели две, оттуда был перемещён на арсенальную гауптвахту, а вскоре был опубликован «высочайший приказ»: «Поручика Лермонтова перевести в Тифлиский пехотный полк тем же чином». Лермонтова переводили из гвардии в армейский полк, который был в действующих частях и вёл бой на Северном Кавказе. Перевода из гвардии в пехотный полк, Лермонтова послали под пули.

Чтец: Прощай, немытая Россия,

          Страна рабов, страна господ.

          И вы, мундиры голубые,

          И ты, послушный им народ.

           Быть может, за стеной Кавказа

           Укроюсь от твоих пашей,

          От их всевидящего глаза,

          От их всеслышащих ушей.

                                            /1841г./

Чтец: «Лермонтов» /в глубине сцены/. На экране – «Бой при Валерике».

 С тех пор, как я на Кавказе….я не был нигде на месте, а шатался всё время по горам с отрядом. У нас были каждый день дела, и одно довольно жаркое, которое продолжалось 6 часов сряду. Нас было всего 2000 пехоты, а их до 6 тысяч: и всё время дрались штыками. У нас убило 30 офицеров и до 300 рядовых, а их 600 тел осталось на месте – кажется, хорошо!... вообрази себе, что в овраге где была пехота, час после дела ещё пахло кровью…

                         /М. Ю. Лермонтов – А. А. Лопухину, 12 сентября 1840 г. Пятигорск/

Чтец: /за сценой/

Уже затихло всё, тела

Стащили в кучу, кровь текла

Струёю дымной по каменьям,

Её тяжёлым испареньем

Был полон воздух. Генерал

Сидел в тени на барабане

И донесенья принимал.

Окрестный лес, как  бы в тумане,

Сидел в дыму пороховом.

А там вдали грядой нестройной,

Но вечно гордой и спокойной,

Тянулись горы – а Казбек

Сверкал главой остроконечной.

И с грустью тайной и сердечной

Я думал: «Жалкий человек.

Чего он хочет!... небо ясно,

Под небом места много всем,

Но беспрестанно и напрасно

Один враждует он – зачем?...

                   /Лермонтов М. Ю. «Я к вам пишу: случайно», «Валерик», 1840г./

Группа чтецов /на сцене справа/ - два мальчика и девочка. После паузы.

1 – й чтец: Натуру его постичь было трудно. В кругу своих товарищей гвардейских офицеров, участвующих вместе с ним в экспедиции, он был всегда весел, любил острить, но его остроты часто переходили в меткие и злые сарказмы, не доставлявшие особого удовольствия тем, на кого были направлены. Когда он оставался один или с людьми, которых любил, он становился задумчивым, и тогда его лицо принимало необыкновенно выразительное, серьёзное и даже грустное выражение, но стоило появиться хоть одному гвардейцу, как он тотчас же возвращался к своей банальной весёлости.

В эти минуты трудно было узнать, что происходит в тайнах его великой души.

      /К. Ф. Мамацев. Из воспоминаний в пересказе В. А. Потто/

2 – й чтец :  И все – таки серьёзная мысль была главной чертой его благородного лица. Как и всех значительных его произведений, к которым его легкие, шутливые стихотворения относятся, как насмешливое выражение его тонко очертанных губ к его большим, полным думам глазам.

              /Фр. Боденштейдт «Послесловие к переводу стихотворений Лермонтова»/

3 – й чтец: Я одна из последних пожала ему руку – Мы ужинали втроём, за маленьким столом, он и ещё другой друг… Во время всего ужина и на прощанье Лермонтов только и говорил об ожидавшей его скорой смерти. Я заставила его молчать и стала смеяться над его, казавшимися пустыми предчувствиями, но они поневоле на меня влияли и сжимали сердце…

          / Е. П. Растопчина –Александру Дюма, 27 августа /10 сентября/1858г./

1 – й ведущий: 15 июля 1841 года Лермонтов был убит, убит не на войне, не рукою черкеса или чеченца, увы, Лермонтов был убит на дуэли – русским.

2 – й ведущий: Странную судьбу имеют знаменитейшие наши поэты, большая часть их умирает безвременной смертью. Таков был конец Пушкина… Грибоедова… Лермонтова…Он был прекрасный офицер и отличнейший поэт.  Поживи он далее, что было бы!

1 –й ведущий: Да, но и то, что сделал Лермонтов, поставило его в ряд величайших поэтов мира. Тем интереснее для нас услышать «Живой голос» тех, кто знал Лермонтова. Воспоминания современников воссоздают живой образ Лермонтова – Человека, сообщают подчас неизвестные факты его биографии и, тем самым, помогают глубже понять Лермонтова – Поэта.

 

2 – й ведущий: В заключении, я бы посоветовал всем, кто интересуется жизнью и творчеством Михаила Юрьевича Лермонтова, прочитать книги:

  1. М. Ю. Лермонтов в воспоминаниях современников.
  2. Живые страницы: Пушкин, Гоголь, Лермонтов, Белинский.

      Примерные вопросы к викторине:

/один ведущий зачитывает цитаты, другой задаёт вопрос/

  1. Как называется это стихотворение?

«Я к вам пишу случайно, право,

Не знаю, как и для чего.

Я потерял уж это право.

И что скажу вам? – ничего!

(О чём рассказывает в нём поэт?)        /Валерик/

  1. «Полковник наш рождён был хватом:

Слуга царю, отец солдатам…

Да, жаль его: сражён булатом.

Он спит в земле сырой.

И молил он. Сверкнув очами:

Что сказал полковник своим солдатам? В каком произведении?

 «Ребята! Не Москва ль за нами

 Умрёмте ж под Москвой,

 Как наши братья умирали!»     /Бородино/

  1. Какое стихотворение М. Ю. Лермонтова несёт то же название, что и стихотворение А. С. Пушкина?   /Пророк/
  2. Кто из героев М. Ю. Лермонтова так сказал о себе:

    «Я царь познанья и свободы,

   Я враг небес…»     /Демон/.

  1. О ком говорит М. Ю. Лермонтов в стихах:

   «Не мог щадить он нашей славы,

    Не мог понять в сей миг кровавый

    На что он руку поднимал!»   /О Дантесе

  1. Какие строки М. Ю. Лермонтова В. Катаев взял для заглавия своего произведения?      /Белеет парус одинокий/
  2. В каком произведении М. Ю. Лермонтова смеётся над нравами провинциального городка?   /Тамбовская казначейша/

      Для подсказки: Вдруг оживился круг дворянский,

       Губернских дев нельзя узнать,

       Пришло известье, полк уланский

       В Тамбове будет зимовать».

  1. Назовите стихотворение М. Ю. Лермонтова, где действующими лицами являются деревья.

                     / «Три пальмы», «Листок», «На севере диком»/

  1. Вспомните, какой художник написал картину «Демон сидящий».         /Врубель/
  2. «И приехал царь со дружиною,

      Со боярами и опричниками,

      И велел растянуть цепь серебряную,

      Чистым золотом в кольцах спаянную.

      Оцепили место в двадцать пять сажень.

      Для охотницкого боя, одиночного».

      Кому предстояло биться в этом « охотницком бою?».

      Чем он   закончился? Вспомните название произведения

      Полностью.   

      /Опричник Кирибеевич и Степан Парамонович; закончился   победой      Степана Парамоновича; « Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»/.

  1. Назовите русскую народную песню, которую  сложил народ на стихи М. Ю. Лермонтова.     / Бородино/

 

  1.  Назовите стихотворение, продолжающее традиции политической позиции декабристов.    /Дума/
  2. «И точно, она была хороша: высокая, тоненькая, глаза чёрные, как у горной серны, так и заглядывали вам в душу. Печорин в задумчивости не сводил с неё глаз, и она частенько на него посматривала».

О ком это стихотворение? Как зовут героиню? Назовите произведение.        / Бэла.  Поэма «Герой нашего времени»/

  1. На слова, какого произведения М. Ю. Лермонтова известный русский композитор написал оперу? Кто этот композитор?

                  /Опера Рубенштейна «Демон»/

  1. Ночевала тучка золотая

          На груди утёса – великана…»

Как называется это стихотворение?      /Утёс/

  1. Произведение, в котором развивается тема стихотворения А. С. Пушкина о великом назначении поэта и поэзии.

      / «Поэт»/  «Отделкой золотой блистает мой кинжал…»

  1. Назовите стихотворение М. Ю. Лермонтова и картину художника Шишкина, которые имеют  одно и тоже название.

             /На севере диком/

  1. «И мы, сплотясь, как пара змей,

            Обнявшись крепче двух друзей,

            Упали разом, и во мгле

             Бой продолжался на земле».

С кем ведёт бой герой поэта, как зовут героя?

                           /Герой ведёт бой с барсом, «Мцири»/

  1. Какие произведения М. Ю. Лермонтова читали вслух молодогвардейцы в фашистских застенках?

                            /Поэма «Демон»/

   сост. Звягина З. П. учитель литературы

 

Категория: Сценарии и разработки | Добавил: alarch (28.11.2014)
Просмотров: 1345 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]